Найти в Дзене
Ясно Понятно

Гори оно все огнем: в 2023 году Россия может установить исторический рекорд по лесным пожарам. Как с этим бороться?

Оглавление

С конца апреля скорость распространения лесных пожаров в России бьет рекорды. При этом летний пик пожаров еще впереди. Почему каждый год леса горят все сильнее? И что с этим делать?

Рекорды катастроф

Лесные пожары в России в очередной раз побили рекорд. В этом году — по площади активного горения за сутки. В начале мая в России горело 3,4 млн гектаров — это примерно в 13 раз больше площади Москвы.

Такой площади активного горения весной не было, по крайней мере, с 2010 года, пишет портал «Если быть точным». При этом общая площадь пожаров за первые 4,5 месяца года достигла 6 миллионов гектаров. Больше она была только в 2018, когда пик пожаров пришелся на середину апреля.

При этом общие цифры не отражают катастрофичности пожаров для каждого отдельного региона и мало что говорят о количестве уничтоженных домов и пострадавших людей.

Официальная статистика о количестве жертв весьма разрозненна, но, судя по сообщениям СМИ, больше всего пострадали от пожаров жители Курганской области. С начала мая там в огне погиб уже по меньшей мере 21 человек.

С 2010 больше жертв было лишь однажды. В 2015 году от катастрофических пожаров в Хакасии, Красноярском и Забайкальском краях пострадали 1469 жилых домов и погиб 41 человек.

Нечего на погоду пенять

В этом году на интенсивность весенних пожаров напрямую влияет жарка и сухая погода, говорят эксперты. При этом она — не причина пожара, а фактор, влияющий на развитие пожаров. Все природные возгорания, как привило, имеет антропогенные причины. И если бы люди были внимательнее, то и в жару пожаров бы почти не было, считают специалисты. К тому же в последние годы хуже стали работать службы, которые защищают природу от огня.

При этом в 2020-х годах эпицентр весенних пожаров переместился с Дальнего Востока в Западную Сибирь. Если в 2010 —2019 годах весной чаще и больше всего горели Амурская область, Забайкальский и Приморский края, то в этом десятилетии все сильно изменилось. Теперь сильнее всех весной горят Омская и Новосибирская области.

Этот сдвиг — прямое следствие изменения климата, говорят специалист. Необычная погода для конца апреля — начала мая — высокие температуры и отсутствие осадков — приводят к тому, что любая брошенная спичка или окурок, которые во влажную прохладную погоду могли бы потухнуть, и любое желание по весне избавить территорию вокруг дачного участка от сухой травы, перерастает в сильные пожары.

Летом в зоне риска в зависимости от погоды могут оказаться Урал и Тюменская область, считают эксперты. Оба региона потенциально подвержены торфяным пожарам.

Горели, горим, будем гореть?

В России превентивная борьба с природными пожарами зачастую заключается в профилактическом выжигании территорий, чтобы, если пожар придет, его было легче останавливать. Однако проводить такие мероприятия нужно под строгим контролем. А это требует денег, которых в бюджетах многих регионов просто нет. В итоге такая «профилактика» сама часто становится причиной сильных пожаров

Многие регионы стали использовать другие меры противопожарного обустройства. К примеру, в 2019 году Амурская область сначала экспериментально, а потом и окончательно отказалась от профилактических выжиганий в весенний период и ушла из топа самых «горящих» регионов, отмечают специалисты

Бурятия одной из первых присоединилась к кампании «Останови огонь!», которую НКО проводили совместно с Авиалесоохраной и МЧС. В 2018–2020 годах она велась очень активно: экраны в аэропортах и на вокзалах, телевидение, билборды, обклеенные трамваи.

В результате количество пожаров в регионе снизилось на 30%. По опросам, проводившимся среди населения, на 16 —18 % улучшилось понимание причин пожаров и того, что делать при пожаре.

К сожалению, регионы с положительной динамикой — скорее исключение, говорят специалисты. В областях, которые горели в апреле и мае — Новосибирской, Омской, Свердловской, Тюменской, Курганской — сильные пожары случались и в прошлом, и в позапрошлом году. Регионам разово выделяют деньги после крупных катастроф, но это выглядит как «затыкание дыр», а не как системная мера, считают эксперты.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 — это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал