Наверняка каждый из нас в жизни сталкивался с ситуацией, когда ему необходимо было получить совет или помощь от профессионала в определенной области.
В современной образовательной сфере роль профессионального наставника особенно важна.
Наставник - это специалист в определенной области, который помогает подопечным развивать свои навыки и умения, достигать грамотно сформированных целей, четко ставить план действий и придерживаться ему. Он является экспертом в своей области и может помочь улучшить свои результаты в целом. Наставник может работать как с отдельными подопечными, так и с группой студентов.
Кому нужен наставник в образовательном процессе:
1. Студентам. Каждый студент так или иначе нуждается в помощи и поддержке, будь то отличник, который хочет развиваться в профессии и двигаться вперёд и будь то троечник которому нужно подтянуть свои знания и умения и сдать все долги.
2. Молодым преподавателям, адаптация в образовательном процессе.
3. Преподавателям "староверам". Тем преподавателям, которые не стремятся внедрять новые информационные методы обучения в свою деятельность.
4. Администрации учебного заведения. Помощь во внедрении новых стандартов образования, закупка оборудования, новые условия руководства.
Кто может быть наставником:
1. Студенты старших курсов, помогающие адаптироваться студентов младших курсов.
2. Преподаватели имеющие довольно больший стаж работы в сфере образования.
3. Институт развития образования.
4. Департамент образования.
Как видно роль наставника и подопечного может быть у любого участника образовательного процесса.
Помощь друг другу, вот основа наставничества.
Лично, по своему опыту я могу сказать, что работала с наставником, но это скорее был грамотный и ответственный начальник.
Когда я пришла на работу в роли начинающего преподавателя без опыта работы в данной сфере, а только с профильным образованием. Более того, все мои учителя знать не знали о существовании различных образовательных методик, кроме: лекция и устный ответ.
И вот мой начальник (наставник) начал меня учить всему постепенно: основные организационные моменты, работа с документами (написание рабочих программ, КТП, заполнение журналов, разработка методических рекомендаций), знакомство и внедрение в образование новых методов обучения и т.д.
В течение года я освоилась. Помощь наставника была неоценима.
Современные реалии рассматривают роль наставника в виде: преподаватель - студент. Это связанно с тем, что основное требование департамента образования - сохранять контингент, находить любые возможности для того, чтобы даже самый самый ленивый студент получил диплом.
Обратим внимание на задачи наставника:
1. Помощь студентам в определении их целей, понимание того, что они хотят достичь в жизни, и какие шаги им нужно предпринять для достижения результата.
2. Поддержка студентов в их обучении. Наставник должен помочь студентам разобраться в материале и находить ответы на свои вопросы.
3. Обратная связь, студент может в любой момент в рамках определенного времени написать или позвонить наставнику для помощи в решении проблем.
4. Помощь студентам в выборе профессии. Наставник может дать советы по выбору будущего места работы (исходя из возможностей студента) и помочь найти работу после окончания колледжа.
5. Помощь студентам в развитии лидерских качеств. Наставник может помочь студентам развивать лидерские качества, такие как коммуникабельность, организаторские навыки и умение работать в коллективе.
6. Помощь студентам в развитии критического мышления. Наставник должен помочь студентам развивать критическое мышление и умение анализировать информацию. Эти навыки будут полезны студентам в их будущей карьере.
7. Помощь студентам в развитии социальных навыков. Наставник помогает студентам развивать социальные навыки, такие как эмпатия, толерантность и умение работать с людьми разных культур и национальностей.
8. Помощь студентам в развитии мотивации Наставник должен помочь студентам развивать личную мотивацию и уверенность в себе. Он должен помочь студентам находить в себе силы для достижения своих целей.
9. Организация мероприятий и программ для студентов. Наставник должен организовывать мероприятия (личные беседы, семинары, тренинги) для студентов, которые помогут им развиваться и расширять свой кругозор.
10. Создание положительной образовательной среды. Наставник должен создавать положительную образовательную среду, которая будет способствовать успешному обучению студентов.
11. Помощь студентам в достижении успеха. Наставник должен помогать студентам достигать успеха в их учебе и карьере. Он должен быть готов помочь студентам в любой ситуации и находить индивидуальный подход к каждому студенту.
12. Развитие своих знаний и умений. Наставник должен сам развиваться в своей роли, изучать новые реалии современного общества, знать новые методы работы с подопечным.
13. Наставник должен уметь работать над собой и своими ошибками, анализировать не только промахи своих подопечных, но и видеть свои недочёты в работе.
14. Наставник должен сам быть примером грамотного организованного человека. То чему учит он сам, он сам и должен придерживаться.
15. Навыки общения очень важны для наставника. Умение находить подход и общий язык к своим подопечным, один из важных критериев хорошего наставника.
Сколько задач. Очень много.
Что-то тут не так. Недочёты новой роли:
1. На самом деле наставник, как профессия активно развивается, существуют: бизнес-наставники, наставники по проектам, наставники по развитию контента, творческий наставник. Данные люди работают за очень хорошие деньги. Опыт имеет свою цену.
А что в образовательном процессе? Штатной единицы с дополнительной оплатой точно не будет. Преподавателям дают примерить на себя роль наставника, помимо других ролей (учитель (ведение учебных занятий), методист (проработка учебного занятия), документовед (ведение и заполнение отчетов и т.д.), классный руководитель, руководитель проектов и т.д.), но при этом роль это, скорее всего, как дополнительная бесплатная работа.
2. Понимает ли сам подопечный свою роль? Кому в основном нужны наставники? Конечно студентам, которые не сильно стремятся к знаниям, а учить их надо. Что делать? Просить наставника поставит их на путь истинный. Но вот в чем вопрос? Будет ли сам подопечный работать с наставником или просто будет считать, что у него есть личная нянька, помогающая решать все его проблемы и иногда говорящая ему о важности образования.
3. Сколько у одного наставника должно быть подопечных? По идее с той загруженностью, которая есть у преподавателя не более 3-х подопечных можно взять. А какие реалии на самом деле. Где шанс, что тебе не дадут 15 человек сразу же?
Идея наставничества сама по себе очень актуальна, интересна и, я думаю у нее большое будущее. Но внедрение данной тенденции в образование, требует очень тщательной проработки, осознание о дополнительной нагрузки для преподавателей, а не просто "Вы теперь наставники".