В 1925 году в США прошел сенсационный показ невероятного фильма «Затерянный мир», снятого по роману К.Дойла и представленный кинокомпанией First National.
Всё было, как обычно при показе новых эффектов на киноэкране. Увидев ужасно страшных монстров - дамы падали в обморок, а бравые ковбои дырявили экраны из своих кольтов.
Журнал «Science and Invention» посвятил этому фильму статью и обложку с надписью – Снимаем невероятное.
Что же, почитаем, как снимали этот блокбастер.
"Этот фильм вызывает величайшее удивление и представляет лучшие образцы комбинированных съёмок этого киносезона. История рассказывает об открытии в верховьях реки Амазонки в Южной Америке плато, населенного гигантскими доисторическими животными.
Методы, использованные при съемке этого фильма с миниатюрными моделями животных, проиллюстрированы на этой и двух последующих страницах.
При фотографировании различных сцен потребовались две основные площадки. Одной из них была место под плато, изображенная на различных иллюстрациях на этих страницах, а другой было место на самом плато. Конечно, были и небольшие миниатюрные декорации, например, Лондон. Динозавры в фильме были сделаны из эластичной массы на проволочном каркасе.
Из-за этого модели были чрезвычайно гибкими, при этом оставались в любом положении, в которое их помещали. Все комбинированные кадры были сняты с помощью так называемой stop-motion камеры . С помощью этого устройства за один оборот рукоятки снимается один кадр пленки. Между экспонированием каждых двух кадров модели вручную перемещались в следующее положение."
Далее надписи на картинках переведенные на русский.
Страница 14
На рис. 1 и 3 показаны крупные планы сцен в джунглях, которые на самом деле были сняты в студии.
Рис. 2 и 4 иллюстрируют методы, с помощью которых были сделаны фотографии 1 и 3. На большой студийной площадке был устроен уголок джунглей, там разместились тропические растения и палатки.
Рис. 5 и 6. Доисторическое животное, прогуливающееся по городской улице, было снято с помощью камеры стоп-кадра, упомянутой ранее. Для демонстрации разрушения здания была использована миниатюрная модель строения, которая была разрушена с помощью прикрепленной к отдельным блокам лески.
Рис. 7 дает представление об относительных размерах миниатюрных моделей доисторических животных, использованных в этом фильме.
На рис. 8 выше показано миниатюрное животное, плывущее в море. Модель была надута воздухом и протягивалась по воде с помощью лески. Миниатюрный корабль создаёт эффект реального моря.
На рис. 9 выше показан человек-обезьяна из фильма, который на самом деле был актером в реалистичном костюме.
На рис. 10 выше показано, как был получен эффект высоты.
Страница 15
На рис. 11 бревно падает вниз с помощью лески.
На рис. 12, миниатюрные фигурки, кажется, взбираются по веревочной лестнице. Крупные планы взяты так, как показано на рис. 10.
Рис. 14. Кадры животного на одном снимке с актерами-людьми была сделана с помощью двойной экспозиции. Часть объектива была закрыта во время съемки животного, а другая часть - во время съемок актеров.
Рис. 15. Миниатюрная модель (управляемая вручную), прогуливаясь по мосту, внезапно решила вернуться в Южную Америку. Она врезался в стену миниатюрного моста, для разрушения моста снова была использована леска.
Рис. 16 и 17. Находясь в Лондоне, тварь просунула голову в клубную комнату. Внутренняя сцена была снята, как указано выше, с использованием полноразмерной модели головы. Используя камеру stop motion, модели животных вручную устанавливались в нужное положение, как показано выше на рис. 16. Даже движения во время еды снимались по два кадра за раз, рот открывался или закрывался между каждыми двумя кадрами. Эффект слюны во рту создавался шеллаком, а кровь в сценах драк представляла собой густую темную жидкость.
Рис. 18. На кадрах некоторых животных крупным планом зрители могли видеть, что они, кажется, действительно дышат. Этот эффект был достигнут с помощью насоса и пузыря, как показано выше, при этом пузырь ритмично надувался и сдувался. Резиновая трубка была либо скрыта декорациями, либо не попала в кадр, как показано на рис.
Рис. 19. Сцена извержения вулкана была снята так, как показано на рис. 19. Во время части этой сцены было показано, как многие доисторические животные бегают по земле. Красный огонь и дым усиливали эффект.
Рис. 20. В лондонской сцене есть хвост животного, сбивающего людей с ног. Для этой сцены был сделан кусок хвоста в натуральную величину, который можно было двигать, создавая желаемый эффект.
Страница 16
Рис. 21. Полный кадр с миниатюрными сооружениями, динозавром и людьми. Этот кадр состоит из следующих - см. рис. 23, 24 и 25.
Рис. 25 Миниатюрная модель динозавра.
На рис. 26 выше показана одна из самых захватывающих сцен во всем фильме. В зависимости от принципа перспективы миниатюрная модель и декорации были размещены на переднем плане, а актеры - на заднем.
Рис. 27. В приведенной выше сцене была использована миниатюрная декорация с умеренным освещением. Она была на переднем плане, в то время как актеры, сильно освещенные, находились на заднем плане. В результате обе площадки казались одинаково удаленными от камеры.
На фотографии, показанной на рис. 28, где два доисторических животного сцепились в смертельной схватке, был задействован тот же принцип перспективы, что и на рис. 31.
Рис. 29 и 30 подробно описывают эту часть съемок. Крайним фоном была нарисованная сцена, в то время как листва на переднем плане была декорацией.
На рис. 32 проиллюстрирована другая сцена, в которой модели и человеческие фигуры появляются на одном и том же изображении.
Полное описание того, как были изготовлены и сфотографированы эти модели, появилось в августовском номере нашего журнала за 1922 год.