«В этом здании в годы Великой Отечественной войны размещался эвакогоспиталь» - такие мемориальные доски расположены на учебных корпусах №4 и № 3 университетского кампуса по адресу ул. К. Маркса, 12.
28 июня 1941 года в Уфу прибыл первый военно-санитарный поезд, а всего на территории республики было сформировано 63 эвакогоспиталя и лазарета. Эвакогоспитали № 1739 и № 1740 были размещены на нынешней территории Уфимского университета науки и технологий. Старожилы вуза рассказывали, как не очень любили задерживаться допоздна в лабораториях, где когда-то находились операционные, порой было не по себе, чудились стоны и шорохи…
Почти все девушки – студентки БГПИ (ныне УУНиТ), обучаясь в институте, параллельно окончили медицинские курсы и во внеучебное время дежурили в госпиталях Уфы.
В нашем вузе работали сотрудники, которые в годы Великой Отечественной войны добровольцами ушли на фронт и обеспечивали медицинскую помощь раненым солдатам и офицерам. Одна из них Галина Владимировна Бреева, позже с 1979 года проработавшая врачом-ординатором в профилактории авиационного университета.
Бреева Галина Владимировна родилась в 1921 г. в городе Омске. В 1943 г. после окончания Башкирского медицинского института добровольно вступила в Красную Армию и была направлена в эвакогоспиталь 1-го Белорусского фронта. В начале 1945 г. переведена в санитарную роту 601-го полка 82-й дивизии. Награждена орденом Отечественной войны 2-й степени и 8-ю медалями.
Из воспоминаний Галины Бреевой:
- В 1943 году я 22-летней девушкой-комсомолкой добровольно ушла на фронт. Свой боевой путь начала в эвакогоспитале 1-го Белорусского фронта в звании старшего лейтенанта медслужбы и прошла с госпиталем по фронтовым дорогам от Орла до Берлина. На этом пути лежали такие крупные города, как Брянск, станция Калинковичи, город Мозырь в Белоруссии, а в Польше – город Воломин, город Познань. И теперь, когда меня просят рассказать о тех героических днях, я с чувством глубокого волнения вспоминаю нашу дружную семью медицинских работников. Всем им – врачам любого ранга, медицинским сестрам, санитаркам – приходилось работать в неимоверно тяжелых условиях. На войне было все. Приходилось принимать раненых, как это было в городе Брянске, без света, здания разрушены, нет канализации. Добавьте к этому нашу неопытность. Большинство из нас были очень молоды (и врачи, и медсестры).
А раненых привозили с поля боя по 800 человек и более. Нужно было всем провести тщательную санобработку, сделать перевязки, а по показаниям оперировать. За те военные годы нам часто не хватало сна. Спали урывками, на ходу, не раздеваясь: либо скоро за тобой придут, или начнется бомбежка.
Ведь фронт зачастую проходил в 15–30 км. Не прекращались бомбежки, свист пуль и осколков снарядов. Без рисовки скажу: было страшно, особенно первое время. Те, кто утверждает обратное, мне кажется, говорят неправду. Все знают, что фашисты не щадили и госпитали. И наш госпиталь 15 мая 1944 г., находясь на станции Калинковичи (большой железнодорожный узел в Белоруссии), подвергся сильной бомбардировке. На нас обрушилось много фашистских бомб. Были убитые, раненые, не говоря уже о потере медицинских материалов и имущества. Но работа в госпитале не прекращалась, и снова надо быть у раненых. Безусловно, возникала острая необходимость преодолевать чувство утраты. Но на войне были страшны не только бомбы, снаряды, пули, но и болезни. Я имею в виду эпидемии тифа. Вы знаете, из истории нашей Родины, какие массы людей гибли от эпидемии тифа в Гражданскую войну. Только самоотверженный труд и, прежде всего, медицинских работников в годы Великой Отечественной войны послужил тому, что эпидемии тифа не были допущены, хотя случаи заболевания имели место. В 1944 г. и наш госпиталь был перепрофилирован в инфекционный.
Теперь наш госпиталь обслуживал инфекционных больных 1-го Белорусского фронта. Началась борьба за жизнь больных сыпным и брюшным тифом. В то время еще не было в арсенале лечения антибиотиков и синтетических антибактериальных препаратов, да и много чего не было, но результаты лечения были хорошими. А фронт передвигался вперед, и вслед за наступающей армией следовал госпиталь.
День Победы застал госпиталь во время передислокации в Берлин, и он был расформирован. Я продолжала служить врачом полка 82-й стрелковой дивизии 47-й армии, далее ординатором хирургического отделения 179-й стрелковой дивизии 47-й армии и с октября 1945 г. по октябрь 1946 г. продолжала службу в сортировочном госпитале, который был расположен на территории Германии в городе Мерзебурге, в 30 км от города Лейпцига.
Я была направлена на работу в туберкулезное отделение. Лечили мы больных туберкулезом существующими тогда методами: соответствующий режим, диета № 11 и т.д. Основным универсальным методом лечения туберкулеза являлась антибактериальная терапия, так как она применяется у больных независимо от локализации (туберкулез легких, костей, суставов, почек и др). Но тогда специфических противотуберкулезных препаратов не было. Лечение наших больных в госпитале не всегда давало положительный результат. Я часто с волнением и обидой вспоминаю о подобных случаях. Тогда к нам поступали солдаты, старшины, офицеры, воевавшие с первых дней войны и, будучи уже больными, они рвались в бой, чтобы как можно быстрее добить злейшего врага человечества – фашизм. Особенно с грустью и сожалением мы вспоминали бойца (фамилии, имени, отчества его я уже не помню), воевавшего с первых дней войны, дважды бежавшего из плена, закончившего войну Победой. Но эта Победа обошлась самому бойцу дорогой ценой, победила туберкулезная палочка.
Как видите, медицинским работникам приходилось работать в тяжелых условиях до самого конца войны. Но мы, несмотря ни на какие трудности, не унывали, не падали духом, а прилагали все усилия для быстрейшего выздоровления наших раненых и больных. Нас, медицинских работников, также вдохновляли многочисленные примеры солдат и офицеров, когда они, еще неокрепшие, рвались на передовую, чтобы как можно быстрее добить врага. Таким образом, в числе тех, кто в годы Великой Отечественной войны помогал разбить фашизм, ускорить приход долгожданной победы, были и медицинские работники.
Заканчивая свои воспоминания о войне, я обращаюсь к молодежи, чтобы она ценила историю старшего поколения, которое самоотверженным трудом, бескорыстной любовью к Родине, самопожертвованием во имя Победы отстояло нашу Родину от фашизма. Любите нашу Родину так, как любили ее мы!
Эльвира Ганиева