Как обстоят дела с юридическим статусом крипты сейчас? Продолжим.
Нынче крипта юридически определена, законом «О цифровых финансовых активах»; действует с начала 2021 года. Крипту назвали «цифровой валютой» и «совокупностью электронных данных», которые «предлагаются или могут быть приняты в качестве средства платежа». Указали, что это НЕ фиат*, ни наш, ни иностранный, и НЕ цифровой финансовый актив**.
И отдельной статьей ЗАПРЕТИЛИ принимать крипту в качестве оплаты товаров, работ и услуг налоговым резидентам РФ, то есть нам с вами.
Запретили. Ну ОК. Дальше-то что? Что будет, если я таки расплачусь криптой?
Мне (как плательщику) – ничего. Пока. В отношении продавца, принявшего крипту, есть нюансы.
На момент подготовки материала ответственность за нарушение запрета на прием крипты в качестве платежа не установлена, но вроде бы планируется. Поэтому сейчас основной риск Продавца (да и вообще любого использующего крипту лица) в том, что банки ее не любят. Из – за знаменитого закона 115-ФЗ (это который о противодействии терроризму). Операции с цифровой валютой прямо поименованы в классификаторе, содержащем признаки, указывающие на необычный характер сделки; этим операциям присвоен код 1190. «Засвет» перед банком операций с криптой чреват блокировкой счета. Этот риск постоянно возникает при конвертации крипты в фиат.
В целом, государство пока что склонно считать крипту скорее имуществом, чем средством платежа ***. Отсюда и «качели» в юридическом статусе крипты, и непонимание, что с ней делать – то ли полностью запретить, то ли возглавить процесс. Однако эти же «качели» и позволяют коммерсу при необходимости использовать крипту практически не выходя за рамки закона, оглядываясь лишь на «тот самый» 115-ФЗ и на корректность налогового учета. Нет худа без добра.
Чрезвычайно показательным является желание державы иметь информацию о наличии крипты у своих подданных. Например, требования, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат защите только при условии ее декларирования. Ну например одолжили вы корешу пару битков, а он возьми и не отдай – суд потребует от обманутого кредитора декларацию, 3-НДФЛ.
Пока что во взаимоотношениях крипты и государства работает принцип «разрешено все, что не запрещено». Список того, чего с криптой делать МОЖНО, достаточно велик, и ему будет посвящен следующий пост этой интересной серии.
Уважаемый читатель! Подписывайся на нас в Телеграм , тут в Яндекс-Дзен и в VK, комментируй и обязательно пользуйся продвинутым бесплатным совиным консалтингом. Не держи канал Коллаборации в секрете от друзей 🧐).
*В данном случае авторы имеют ввиду не популярный автобренд, а «обычные», или «фиатные» деньги.
** Понятие цифрового финансового актива вводится этим же законом и сводится по сути к следующему: ЦФА – это цифровые долговые расписки/акции/инвестиции и прочие ценные бумаги на технологиях блокчейна. Легальны.
***Для целей Федерального закона N 115-ФЗ, Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" цифровая валюта признается имуществом.