Найти в Дзене
Шпионские страсти

Судьба разведчиков

1914-1917 годы

Западный фронт

В годы Первой мировой войны союзные лётчики часто выполняли задания разведки, забрасывая в тыл к немцам агентов союзных спецслужб.

Особенно высоким авиаторским искусством отличались французские лётчики.

Как-то французскому лётчику Гинемейеру (Гинемеру), герою пятидесяти трёх воздушных сражений, поручили высадить у города Вервенс, в тылу немецких войск, одного школьного учителя, работавшего на Второе Бюро.

Жорж Гинеме́р (фр. Georges Guynemer; 24 декабря 1894, Париж — 11 сентября 1917, Западная Фландрия) — французский лётчик-истребитель времён Первой мировой войны. Второй по числу побед после Рене Фонка. В воздушных боях сбил 53 самолёта противника. Сам был сбит семь раз. Погиб 11 сентября 1917 года в воздушном бою в небе Западной Фландрии; предположительно сбит немецким асом Куртом Виссманом. Остатки его самолёта и тело Ж. Гинемера не были найдены.
Жорж Гинеме́р (фр. Georges Guynemer; 24 декабря 1894, Париж — 11 сентября 1917, Западная Фландрия) — французский лётчик-истребитель времён Первой мировой войны. Второй по числу побед после Рене Фонка. В воздушных боях сбил 53 самолёта противника. Сам был сбит семь раз. Погиб 11 сентября 1917 года в воздушном бою в небе Западной Фландрии; предположительно сбит немецким асом Куртом Виссманом. Остатки его самолёта и тело Ж. Гинемера не были найдены.

Гинемейер взял пассажира и поднялся в воздух. У Вервенса он заметил два удобных для приземления места. Одно поле было ровное, особенно удобное для посадки. Второе было хуже — неровности, мелкие холмы. Гинемейер решил садиться на первом поле, когда в зеленой траве блеснула сеть блестящей туго натянутой проволоки. Обычно из такой проволоки делали сети, на которые ловили садящиеся самолеты. В последний момент Гинемейер взмыл вверх, избежав расставленной ловушки. Гинемсйер знал, что его ждет, если он попадет в руки немцев. Он им так досадил, что немцыназначили за него живого или мёртвого специальную премию.

Учителя Гинемейр высадил в другом месте. Правда, тому это мало помогло.

Спустя три дня он был арестован и расстрелян немцами.

Французский летчик Ведрин, высадил около Ретеля французского солдата. Последнему было поручено наблюдать за поездами, обозами неприятеля, и сообщать обо всём, что он видел, в штаб. Однако французский разведчик оказался глупцом. Он решил навестить свою жену, которая жила неподалёку. Его увидели в доме жены соскеи ивыдали. Незадачливый шпион был расстрелян.

Жюль Шарль Тусен Ведрин (фр. Jules Charles Toussaint Védrines; 29 декабря 1881, Сен-Дени — 21 апреля 1919 Сен-Рамбер-д’Альбон, Франция) — лётчик, один из самых известных пионеров французский авиации, рекордсмен мира по скорости, один из родоначальников транспортной авиации. Человек вполне штатский, Ведрин был на редкость бесстрашен. Ему было поручено осуществлять специальные задания. Задания были сложными и смертельно опасными: доставлять в глубокий немецкий тыл разведчиков и диверсантов, а потом в назначенное время возвращать их обратно. Трудности были связаны с перелётом линии фронта и посадкой в безлюдном месте, поскольку при поимке пилота ждал бы неминуемый расстрел на месте. Ведрин первым отважился на такое задание. Он и его пассажир были в штатском, без документов, — чтобы избежать казни в случае пленения. Жюль Ведрин выполнил семь таких спецзаданий. В трёх случаях пришлось находить разведчиков во вражеском тылу и возвращать во Францию. Его «Моран» стал на фронте легендарным. За голову Ведрина немцы назначили большую награду, но ни разу им не удалось его поймать
Жюль Шарль Тусен Ведрин (фр. Jules Charles Toussaint Védrines; 29 декабря 1881, Сен-Дени — 21 апреля 1919 Сен-Рамбер-д’Альбон, Франция) — лётчик, один из самых известных пионеров французский авиации, рекордсмен мира по скорости, один из родоначальников транспортной авиации. Человек вполне штатский, Ведрин был на редкость бесстрашен. Ему было поручено осуществлять специальные задания. Задания были сложными и смертельно опасными: доставлять в глубокий немецкий тыл разведчиков и диверсантов, а потом в назначенное время возвращать их обратно. Трудности были связаны с перелётом линии фронта и посадкой в безлюдном месте, поскольку при поимке пилота ждал бы неминуемый расстрел на месте. Ведрин первым отважился на такое задание. Он и его пассажир были в штатском, без документов, — чтобы избежать казни в случае пленения. Жюль Ведрин выполнил семь таких спецзаданий. В трёх случаях пришлось находить разведчиков во вражеском тылу и возвращать во Францию. Его «Моран» стал на фронте легендарным. За голову Ведрина немцы назначили большую награду, но ни разу им не удалось его поймать

Один бельгийский солдат попросил, чтобы его послали работать в тылу у немцев и чтобы для этого опустили на парашюте с самолёта. Солдату пошли навстречу.

В одном из первых рейдов в тыл немцев (в 1915 году) бельгийца на аэродром доставил сотрудник английской контрразведки Вудхолл. За линию фронта его перевозил английский лётчик. При себе бельгиец носил корзину с почтовыми голубями. Он пристроил её за плечами, прикрывая плащом. Со стороны казалось, что это горб.

Бельгиец, которого немцы прозвали «Икс», собранную информацию отсылал английским спецслужбам почтовыми голубями. Он считался одним из лучших союзных разведчиков. Несколько раз за ним посылали самолеты, которые вывозили его к своим. Затем следовало новое задание. И так два года.

А потом «Икс» попался и был расстрелян немцами.

«Чтобы выполнить успешно специальное задание, нужно прежде всего заставить замолчать инстинкт самосохранения. Я отправлялся с лёгким сердцем, думая о своих детях. Это моя защита. Я думал о бедняге пассажире, которого вёз. При восхищении им моё сознание настоящей опасности ослабевало… Перелетая пограничную линию, старался сбить с толку неприятельское наблюдение и устраивался так, чтобы сделать посадку за какой-нибудь рощицей, где моего самолёта не было бы видно. И мой пассажир имел там больше шансов поспешно скрыться… Я имел случай исполнять специальное задание с Гинемером, который был тогда моим учеником, и с Наварром, который был уже великим Наварром… В 1917 году я предложил Генеральному штабу отправиться бомбардировать Берлин… Должен был лететь на французском биплане „бреге“. Тренировался в полётах днём и ночью, изучил немецкий язык, если бы пришлось там сесть. Я даже отрастил себе бороду, чтобы стать неузнаваемым.
Лететь собирался из Бурже в Дюнкерк, откуда поднялся бы уже окончательно. Ничто не мешало успеху моего предприятия, как вдруг приходит приказ с запрещением бомбардировать Берлин. Испугались ответных репрессий. Однако спустя несколько недель германские самолёты „готта“ избрали Париж своей мишенью» Жюль Ведрин. Воспоминания

(Источник: Вудхолл)