Найти тему
Белинка. О книгах

Что почитать? Рассказываем о новинках современной российской прозы

Оглавление

Сегодня расскажем о четырех книгах молодых российских прозаиков: романе Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов» (2022), повести Ислама Ханипаева «Типа я» (2023), сборнике новелл Ксении Букши «Но человека человек» (2023) и книге Екатерины Манойло «Отец смотрит на запад» (2023).

Вера Богданова. Сезон отравленных плодов (2022)

-2

О чем книга. Сюжет романа охватывает время с середины 1990-х до 2015 года. Мы наблюдаем взросление трех героев: Жени, Ильи и Даши. В начале 2000-х они – подростки, и, как все подростки нулевых, мечтают выбраться из бедной и безрадостной жизни, которой живут их родители. Женя и Илья планируют поступить в престижный вуз, получить хорошее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу и, может быть, уехать за границу. Даша – трудный подросток: не веря в свои силы, она просто бунтует против всех. Лето 2000-го года, которое подростки провели вместе на даче у бабушки, навсегда связало и переломило их судьбы: именно тогда они впервые узнали, что такое запретная любовь, стыд, страх и зависть.

Особенности. «Сезон отравленных плодов» приглашает окунуться в эпоху 90-х и начала 2000-х. Если ваше детство и юность пришлись на эти годы, то события и вещи, описываемые в романе, доставят вам некоторое ностальгическое удовольствие. Вспомнится и бордовый учебник «Happy English 1», и тамагочи, и аудиокассеты, которые перематывали ручкой (а лучше все же карандашом!), и MTV, и МММ, и новости о терактах вперемешку с сериалами (бразильскими и знаменитым «Клоном»). Но главное, что вспомнит поколение 30-40-летних россиян – даже не вещи и события, а собственные мечты, озвученные героями книги. Вот как Женя представляет себе будущее: вызубрит английский, поступит в Московский ИнЯз им. Мориса Тореза, а потом…

«Все, что потом, заливают нестерпимо яркий свет и тепло, огромный взрыв свободы и кипучей жизни, Женя танцует в нем, смеясь, и пахнет морем, «Баунти» и духами «Шанель». Она видит себя с коротким блондом в машине или на пляже в Турции. Как в глянцевых статьях об успешных женщинах, их заработках, машинах, платьях и косметике. Как женщины в Москве, которые выходят из «мерседессов», утянутые брючными костюмами, с темными очками на лице и целеустремленно цокают каблуками по проспекту Мира. Их все время кто-то хочет слышать, и мобильные (величиной с ладонь) трезвонят на разные лады. Все для тебя одной, говорят Жене те статьи и женщины. Все будет заработано тобой. Ты будешь успешным переводчиком или журналистом, а потом откроешь бизнес, купишь себе отдельное жилье, будешь водить машину, встречаться с мужчинами в ресторанах, плясать на дискотеках. Ты съездишь в Милан и Рим, Нью-Йорк, Мадрид. И впереди вся жизнь»

Мечтам о красивой жизни не суждено сбыться. Не будет ни заграницы, ни роскошной жизни, а будет ипотека, отпуск в Астрахани, работа в рядовой компании во Владивостоке, алкоголизм, домашнее насилие. В общем, дети повторят судьбу родителей-неудачников. Вера Богданова написала книгу о психологическом давлении в семье, о травмах, полученных в детском и подростковом возрасте, которые не излечиваются с годами, а наоборот, постепенно разрушают взрослых людей. В то же время роман можно упрекнуть в тенденциозности. Здесь нет объективного взгляда на «родителей»: это довольно примитивные и стереотипные персонажи, которые постоянно отыгрываются на детях за свои неудачи. В описании «детей», напротив, не хватает капельки иронии: они предстают абсолютными жертвами, сломленными своими родителями – им уже никогда не выйти из зоны «тревожности».

Вторую книгу Веры Богдановой (дебютный роман «Павел Чжан и прочие речные твари» вошел в шорт-лист Нацбеста-2021) хочется назвать эдаким «нашим» ответом «Нормальным людям» Салли Руни – о поколении миллениалов, разочаровавшихся в себе (мол, мы-то думали, что проживем умнее и лучше своих родителей, а на деле повторили их судьбу). Но сама Вера Богданова пишет в послесловии к роману, что причины психологических проблем 30-40-летних россиян следует искать в общественной и политической обстановке начала 2000-х:

«Счастье в той обстановке в принципе было недостижимо. Как можно его обрести, когда ты все время в страхе? (…) На мой взгляд, ужасающие теракты тех лет наложили отпечаток на все поколение нынешних тридцати- и сорокалетних. Жуткие новости были фоном нашего детства и юности и стали в какой-то мере нормой. И порой делается очень тревожно, когда всё хорошо, - потому что этому «хорошо» сложно доверять. Потому что в любой момент оно может полыхнуть и исчезнуть».

Можно ли с этим согласиться, учитывая, что «ужасающие» события в истории нашей страны случались (и случаются) постоянно? К сожалению, «Сезон отравленных плодов» оставляет впечатление книги не очень глубоко проработанной, хотя тема, сюжет, характеры героев актуальны.

Книга в библиотеке: Богданова В. О., Сезон отравленных плодов : роман. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. — 348, [2] с. ; 21 см. — (Роман поколения). Шифр 84(2=411.2)6-4; Авторский знак Б734; Инв. номер 2438361-КХ(А)

Ксения Букша. Но человека человек (три с половиной убийства) (2023)

-3

О чем книга. Хотя на титульном листе и стоит подзаголовок «роман», единого сюжета в книге нет. Перед нами четыре истории о психологическом насилии, которые заканчиваются смертью (самоубийством или убийством). Первая новелла рассказывает об умной, красивой, рассудительной девушке из состоятельной и интеллигентной семьи, которая влюбляется в ничтожного манипулятора. Вторая история – об отношениях в семье художников: он – хиппующий интеллектуал, решивший посвятить себя только искусству, она – дизайнер, умеющая и деньгу заработать, и детей прокормить, и шедевр нарисовать, и повеселиться всласть; история их заканчивается по-петербургски мрачно – расчлененкой (хотя действие происходит в Москве). Третий текст – это стилизованный под ритмическую прозу монолог психопата о том, как травля его сделала убийцей. Последняя новелла рассказывает о профессоре, который вступал в любовные связи со своими студентками, а позже они умирали (доказать его причастность к их смертям не удалось).

Особенности. Книгу предваряет авторское предупреждение о том, что все описанные в рассказах события вымышлены, а любые совпадения случайны. Тем не менее, все четыре истории кажутся списанными из новостной ленты. Однако Ксения Букша – писатель опытный и – что важно – любящий работать с подтекстом. Формально перед нами истории из криминальной хроники, но стоит приглядеться к каждой из четырех новелл – и вы обнаружите, что автор не просто, как многие современные писатели, разоблачает психологический механизм насилия, а еще и разбирается с литературными штампами (обратите внимание и на название книги – цитата из стихотворения Пушкина «Анчар»). Первый рассказ «Дибок» - это переосмысление «демонической» темы романтиков (и при этом остроумная аллюзия на «Бобок» Достоевского). История про пару художников – реинкарнация «Моцарта и Сальери» в межполовых и семейных отношениях. Профессор из последней новеллы напоминает графа Дракулу – эдакий не выходящий из эстетической моды одинокий старик-интеллектуал, питающийся энергией молодых девушек. В монологе психопата слышатся нотки из произведений Достоевского, который не раз писал о недопустимости оправдания насилия «средой» или «опытом». Кстати, Букша в этой книге работает как раз по методу полифонии Достоевского: через истории из криминальной хроники раскрывает голоса современников. Вот, например, монолог девушки из четвертого рассказа: когда-то ей удалось спастись от чар профессора-вампира, но, узнав об очередной жертве, она осуждает вовсе не его:

«Я не понимаю, почему я не должна осуждать эту девушку, а заодно и ее мать. По-моему, они просто две беспомощные клуши. Болеслава даже выглядит как жертва. Дело не в «короткой юбке» и «так себя вела», нет, я гораздо хуже, чем вы думаете. Я осуждаю ее за глупость. За ее травмы. За то, что она была провинциальной отличницей. За их тихий симбиоз с мамой. А та хороша – зачем родила только одного ребенка?! Надо было восьмерых, я вот стремлюсь именно к такому количеству! Неважно, что в том маленьком городке и одну было не прокормить, работы нет, муж спился, - неважно! Осуждаю, и все тут! Как можно было так себя подставлять? Зачем живут такие тихие, кроткие и тупые люди?!
Вот другое дело я. Посмотрите на меня. Это совершенно иной калибр и коленкор. Меня можно, конечно, убить, но невозможно запутать, запугать, растоптать, и все вот это вот».

«Зачем живут тихие, кроткие и тупые люди?» - тут уже слышится «классический» Достоевский, показывающий, как на фоне чужих трагедий раздувается самолюбование сторонних наблюдателей (да-да, тех умников, кто пишет комментарии к новостям о «тупых» жертвах).

Не все рассказы в книге Ксении Букши одинаково хороши, самым проработанным кажется только первый. Но в целом книга производит впечатление скорее положительное, хотелось бы, чтобы ее прочитали учителя литературы (им полезно будет увидеть разницу между конкретными литературными произведениями и литературными штампами, под обаяние которых мы попадаем со школьных лет) и начинающим писателям (чтобы они поняли, как важен в книгах – даже о «социалке» – подтекст, ирония, литературная традиция).

Книга в библиотеке: Букша К. Но человека человек : (три с половиной убийства) : роман. — Москва : Лайвбук, 2023. — 272 с. Инв. номер 2446922-КХ

Екатерина Манойло. Отец смотрит на запад (2023)

-4

О чем книга. Катя родилась в казахском поселке в смешанной семье: мать – русская, отец – казах. То, что первой в семье появилась на свет девочка, считается среди казахов постыдным фактом. Все ждут мальчика, а пока не родился наследник, Катю называют обидным словом «Улбосын» (что означает «Да будет сын»). Через несколько лет сын все-таки родился, но счастья семье не принес: вскоре мальчик умер, а семья и вовсе развалилась. Катю взяла на воспитание русская бабушка. Девочка выросла, живет в Москве, работает звукорежиссером и мечтает купить собственную квартиру, вот только денег не хватает. И тут до нее доходит известие о смерти отца, которого она не видела с детства. Девушка отправляется в Казахстан, чтобы принять наследство (от отца осталась квартира). Однако казахские родственники, никогда не любившие Катю и ее мать, считают, что оставшееся от Серикбая имущество должно принадлежать им.

Особенности. Книга начинается как типичный роман о травме: злые взрослые не любят и всячески унижают ребенка, причем с особенной азиатской жестокостью. Катя так и не научилась защищаться и, став взрослой, продолжает испытывать неуверенность и страх перед грубыми мужиками. Однако в середине книги драма о девушке-жертве неожиданно набирает обороты и превращается в динамичный триллер. Автор сосредотачивается на истории казахских родственников – и тут уже от книги не оторваться: с таким смаком и знанием описаны местные патриархальные нравы! Мы становимся свидетелями подлой кражи невесты, узнаем об унижениях и побоях в семье, жестокости и насилии. И, конечно, тотальном лицемерии, царящем в этом обществе:

«Дастархан после похорон Серикбая ломился от угощений ничуть не меньше, чем на свадьбе Тулина. Аманбеке следила, кто из гостей льет слезы, а кто для вида расчесывает глаза. Последних она обдавала презрительной усмешкой, втайне надеясь, что гости сочтут это за оскорбление и уйдут. Но все списывали угрюмые взгляды хозяйки дома на неокупившуюся свадьбу, никто не уходил без положенного обеда и трех пиалушек чая. Куырдак с картофелем, залитым сливочным маслом, светился золотом. Пирожки и баурсаки, сухофрукты, конфеты и печенье появлялись на столе как будто сами собой»

Родственники Кати представляют собой абсолютных негодяев: жестоких, жадных, лживых, глупых, трусливых, завистливых. И отсутствие всякого снисхождения к ним превращает историю в полусказочное повествование, вспоминаются аллюзии: дюймовочка (Катя, ее невестка), которую хотят погубить мерзкие жаба с сыном. За приключениями Кати и ее невестки начинаешь следить, как за историей бедных детей из книг Диккенса, желая только одного: чтобы отвратительные негодяи были наказаны. И они будут наказаны поистине фантастическим способом – с помощью призраков!

Не хотелось бы, чтобы читатели увидели в книге Екатерины Манойло критику казахской культуры и традиций. «Казахский» колорит, конечно, придает повествованию особенную, экзотическую эффектность, но книга все же кажется ближе к сказочной «Дюймовочке» Андерсена или романам Диккенса, чем к реальным этнографическим очеркам.

Роман «Отец смотрит на запад» в прошлом году стал победителем литературной премии для молодых авторов Лицей (кстати, текст романа, тогда еще даже не изданного, до сих пор доступен на сайте премии), а в этом году книга значится в длинных списках двух «взрослых» престижных премий – «Большой книги» и «Ясной поляны». И надо сказать –этот успех совершенно заслуженный. Дебютный роман Екатерины Манойло, конечно, нельзя назвать абсолютно идеальным произведением: есть в нем и лишние детали, и непроработанные сюжетные линии, и некая несбалансированность повествования, но на фоне других книг о «травме» смотрится роман оригинально и смело.

Книга в библиотеке: Манойло Е., Отец смотрит на запад : роман. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2023 [т. е. 2022]. — 269, [1] с. ; 21 см. — (Альпина. Проза). Шифр 84(2=411.2)6-4; Авторский знак М236; Инв. номер 2445483-КХ(А)

Ислам Ханипаев. Типа я. Дневник суперкрутого воина (2023)

-5

О чем книга. Восьмилетний мальчик Артур живет с «типа мамой» и «типа братом» в Махачкале. Артур – проблемный ребенок. В школе его травят, каждую субботу он должен посещать школьного психолога, а единственное существо, которому Артур доверяет – воображаемый друг «Крутой Али». Постепенно мы узнаем, что родную мать мальчик потерял несколько лет назад. Теперь он хочет найти своего отца. Не так-то это просто, ведь взрослые всеми силами пытаются скрыть от Артура правду. Но вместе с Крутым Али и внезапно обретенными друзьями они организуют «суперкрутую команду» и отправляются в увлекательное, полное опасностей, грустных и смешных открытий приключение по Махачкале.

Особенности. Повествование ведется от лица восьмилетнего мальчика – и это главная находка автора: все мы помним «правильных» (и более взрослых) Тимура и Гарри Поттера, спасающих мир, а что на самом деле происходит в голове у обычного мальчика-второклассника? Правильно: бесконечный боевик, в котором он вместе с Крутым Али постоянно кого-то пинает, задирает, побеждает и всячески доказывает свою «крутизну». В этом воображаемом «крутом боевике», кроме драк, должна же быть и высшая цель: вот Артур и начинает искать родную семью, идеализируя на детский манер и погибшую родную маму:

«Типа мама быстрым шагом пошла в конец коридора, а я смотрел ей вслед. Если бы она была моей настоящей мамой, я бы крикнул: «Мам!» Она бы повернулась, и я бы сказал: «Я тебя люблю!» - и она бы бросила свою сумку, и побежала ко мне, и обняла меня, и мы ушли бы вместе из этой дурацкой школы, гуляли бы в парке, кушали бы мороженое (даже несмотря на то, что сейчас октябрь), потом выпили бы бананово-шоколадный коктейль, а потом пошли бы в кино смотреть офигенски крутой боевик, а потом пришли бы домой, смотрели бы все четыре части «Истории игрушек» и кушали бы гору попкорна, а потом я ложился бы спать, а она легла бы рядом со мной и рассказывала всякие крутые истории, пока я не усну. Но она не моя мама, поэтому я ничего не крикнул и поэтому она ушла на работу, а я пошел на математику».

В такой вот наивно-грустной и одновременно смешной манере написана вся книга Ханипаева. История о детской травме становится одновременно и увлекательным приключением детей (в котором будут даже подвалы с призраками!), и любопытным рассказом о Дагестане. Простодушный взгляд и слух ребенка фиксируют все: и «острые» разговоры в маршрутке (о том, как один из начальников поставил себе «золотой унитаз»), и дипломы, которые сама себе подписала и повесила на стену директор школы (как «подарки себе на день рожденья»), и хвастливые фотографии взрослых в «Одноклассниках» (через эту социальную сеть Артур ищет своих родственников). При всех своих противоречиях Махачкала предстает городом, в котором живут открытые и сердечные люди, многие из них несчастны, хотя и кажутся «крутыми».

В одном из интервью Ислам Ханипаев назвал свою повесть «кинолитературой», то есть текстом с повышенной кинематографичностью. Это и в самом деле близко к правде: в повести есть динамичный сюжет, развитие характеров, интрига, много живых диалогов. Однако назвать книгу сценарием было бы несправедливо: далеко не каждый, даже опытный писатель сможет так достоверно воспроизвести сознание современного второклассника из Дагестана: с его простодушными идеалами и наивными убеждениями. Дебютная повесть «Типа я» принесла Исламу Ханипаеву в 2021 году второе место премии Лицей (и текст повести до сих пор доступен на сайте этой премии) и место в шорт-листе «НОСа», а в 2022 году книга пробилась в финалы премий «Национальный бестселлер» и «Ясная поляна». Ханипаев стал настоящим открытием литературного сезона 2021-2022 гг. Следующий роман молодого писателя – психологический детектив «Холодные глаза» (2022) – уже отобран в лонглистеры престижных премий этого года – «Большая книга» и «Ясная поляна». Пожелаем удачи талантливому автору из Дагестана!

Книга в библиотеке: Ханипаев И. Типа я. Дневник суперкрутого воина : [повесть]. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2023. — 276 с. Инв. номер 2446916-КХ

***

Эти и другие прекрасные книги ждут вас в Библиотеке Белинского! Напишите в комментариях, знакомы авторы или книги? Будем благодарны, если поставите лайк и подпишитесь на наш канал. Здесь мы читаем хорошие книги и делимся своими впечатлениями.

Автор публикации: Анна Кузьмина, отдел фондов и обслуживания