Стоит только копнуть и белое пушистое Нагатино выдаёт страшные тайны. Вот траншея под кабель. Сверху земля. Вот дырявая лопата...колесо...Далее из земли торчит истлевший ботинок и кости.
Долгое время это был пустырь на котором деревья редко приживались, а те, что укоренялись быль тощи и больны. Весь район застроили, а это место не трогают.
Сюда упирается улица Затонная. Никто не знает откуда она взялась. А эта дорога, которую построили зеки от своего лагеря к объекту строительства. Вдоль этой дороги также встречается немало человеческих останков.
Куда же ведёт улица Затонная? К серому бетонному строению. К шлюзу. Некогда он был самым большим в мире. Сразу за ним с находится то самое место - огромный холм, который обваливается и выдаёт свои страшные находки.
По санитарной статистике периода 1933 года число погибших в Дмитлаге было 16 процетов от состава. В Нагатинском Дмитлаге в этот период было около 10 тысяч, позднее эта цифра выросла до 15 тысяч заключённых. То есть о 1600 погибших в 1933 года. И то, это только те, кто прошел через санчасть. Тётя Тамара живёт на острове, который за шлюзом. Там находится одноимённый посёлок, в котором всё сохранилось ещё с 30ых годов прошлого века
Тётя Тамара говорит, что самые большие захоронения находятся под Каналом. Тогда я никак не мог понять, как так получилось, такого не может быть. Но она упрямо стоит на своём. А со временем всё понял.
Строительство шлюза началось в 1932 году, размеры Канала и шлюзов были скопированы с ББК (Беломорканала) и так было пока начальником Дмитлага (читай Канал Москва-Волга) не стал Фирин, приехавший со строительства ББК осенью 1933 года. Одно из первых его новшеств - это увеличение Канала на треть - он знал, что Сталин был недоволен размерами ББК. Поэтому уже построенные объекты начали взрывать и строить заново, а Канал расширять.
В результате Нагатино ждало жестокое зрелище, подивился которому и сам Фирин. Когда взрывами стали расширять русло в сторону северного кавальера вместе с землёй вверх полетели человеческие останки зарытые за девять месяцев до этого в кавальере.
После этого случая Фирин запретил хоронить каналоармейцев вдоль будущего Канала. И в Нагатино начали хоронить в карьерах между нынешней Затонной и Кленовым бульваром. Продиктовано это было двумя обстаятельствами. Фирин своим приказом регламентировал захоронения Дмитлага - он предписывал хоронить каналоармейцев на существующих кладбищах, либо отводить для этого специальные места. Карьеры находились между двух Кладбищ села Коломенского и деревни Нагатино. А карьеры принадлежали Дмитлагу и вплотную примыкали к ним. Лучшего места было и не найти - ведь даже копать не надо было. Трупы просто скидывали в отработанные карьеры и засыпали шлаком и вскрышей с новых карьеров.
В результате Нагатинский затон имеет два больших места захоронения - вдоль всей Коломенской набережной и на месте карьеров между Затонной и Кленовым бульваром.