Не исключено, что вариант дуэли как спасительного выхода Пушкиным рассматривался, когда он перебирал возможные пути, позволяющие ему выбраться из создавшегося положения. Потому что государь, не отпуская его в отставку, службой держал при дворе. Потому что дуэль не обязательно кончается смертельным исходом. Чем не решение проблемы — получить наказание за дуэль, а наказанием за дуэль стандартно служила смертная казнь, отменяемая государем, после чего дуэлянту давали отставку и отправляли в ссылку в родовое имение — значит, в Михайловское. Какое счастье! Там он будет свободен в смысле своего творчества, ему не придётся писать культовой истории Петра I, у него появится возможность писать всё что угодно, вплоть до истории Петра I такой, какую он видит сам, другую историю Петра I. Там не будет таких трат, какими он отягощён царской милостью пребывания при дворе, и начнёт не тратить, а понемногу отдавать долги.
К теме финала жизни Пушкина исследователи подходили постоянно и с разных сторон. Дуэльный вариант был рассмотрен Н. Я. Эйдельманом, который не прошёл мимо страшной нервической разгорячённости, владевшей поэтом и толкавшей его на необъяснимые действия в 1836 году. Тогда он настойчиво шёл на столкновения с людьми. Шесть раз за год Пушкин щекотал нервы игрой со смертью. Только в феврале не без труда удалось предотвратить поединки Пушкина с чиновником по особым поручениям в Министерстве иностранных дел С. С. Хлюстиным, с князем Н. Г. Репниным-Волконским, старшим братом декабриста князя Сергея Волконского, внуком по матери фельдмаршала князя Н. В. Репнина, и с прозаиком, поэтом графом В. А. Соллогубом. Поводы, по которым он посылал свои вызовы, были столь легковесны, что их можно назвать надуманными.
«Если бы одна из трёх несостоявшихся дуэлей всё же произошла, — резонно рассуждал Эйдельман, — какие бы это имело последствия? Даже при исходе, благоприятном для обоих участников (разошлись, обменявшись выстрелами), эпизод невозможно было бы скрыть от властей; по всей видимости, Пушкина <...> ожидало бы наказание, например, ссылка в деревню. Таким образом, судьба сама бы распорядилась: в любом случае прежней придворной жизни пришёл бы конец…».
Ставил ли Пушкин тогда чётко перед собой цель выйти на поединок и затем получить по суду отставку и ссылку в деревню? Однозначно признать её трудно. Даже если ответ будет «нет», подсознательно он всё-таки понимал: дуэль — какой-никакой, но выход, не самый лучший, но способный так или иначе разрубить образовавшиеся жизненные узлы. При этом его мало заботил тот факт, что утрированная чувствительность в вопросах чести в свете и в обществе осуждалась.
Распорядись тогда судьба иначе, и Пушкин избрал бы такой вариант своего поведения и развития событий (а значит, развязка последовала бы зимой 1836 года), то, как справедливо заметил историк и пушкинист В. С. Листов, и с чем нельзя не согласиться, «потом никто, конечно, и не вспомнил бы мелкую подробность того бального сезона — ухаживаний какого-то кавалергарда за светской дамой». Однако, увы, история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Избранный Пушкиным путь и последовавшие трагические обстоятельства привели его к последней, состоявшейся, дуэли на Чёрной речке.
Происходящее с Пушкиным и вокруг него в 1836 году, случись нечто подобное сегодня, определили бы сценами в модном жанре экшен. Разве что мордобои имели словесный характер, стремительные стрелялки-убегалки-догонялки происходили в антураже начала XIX века, сексапильные красотки соответствовали костюмному фильму с героинями в модных нарядах в стиле той же эпохи, характер движений персонажей был поставлен по канонам сложной и изящной хореографии, характерной для пушкинского времени. Но термин «экшен» появился-оформился в 70-х годах ХХ столетия. Тогда как всплеск энергии, точно магнит, затянувший поэта в водоворот трагедии, случился веком ранее. И хочется разобраться в деталях происшедшего, присущих не нашему времени, а ушедшему в историю.
И начать возвращение в те дни хочется с вопроса: с какого дня и часа для Пушкина начался обратный отсчёт времени его жизни?
С момента, когда, покинув кабинет царя в Кремле, Пушкин оказался втянутым в череду нескончаемых неприятностей? Они то грозно разрастались, то затухали, но, увы, не прекращались до самой его смерти. Хотя, казалось бы, не предвещали фатального характера дальнейших событий.
С момента, когда Николай I благоволил разрешить Пушкину сочетаться браком с юной красавицей Натальей Гончаровой? Он тогда и помыслить не мог, чем это для него обернётся.
С момента, когда Поэт почувствовал вдруг навалившееся на него жуткое одиночество: и в личной жизни, и в литературе? А ведь тогда он уже имел несчастие быть публичным человеком. А как заметил сам Пушкин (в записке графу В. А. Соллогубу), «вы знаете, это ещё хуже, чем быть публичной женщиной».
С момента, когда совокупность бесконечных осложнений последних лет до определённого времени ещё как-то позволяла Пушкину оставаться на плаву, под грузом огромного и всё возраставшего денежного долга, который превысил 130 000 рублей, неотвратимо потянула его к трагической гибели? Выплатить такую сумму у Пушкина не было ни малейшей надежды: ни более чем приличное жалованье, ни литературные заработки не позволяли это сделать.
С момента, когда атмосфера унизительных, ненавистных слухов о внимании, которое уделяет Николай I Наталье Николаевне, и о демонстративном ухаживании Дантеса, лишила Пушкина покоя?
С момента, когда стала очевидной невозможность спастись от всего этого отъездом в деревню?
Кто-то увидит во всём этом цепь случайностей, кто-то — совокупность неотвратимых сил, которые толкали поэта к гибели. Классический случай, подтверждающий, что правда, как всегда, у каждого своя.
Безусловно одно: так уж устроен мир, в нём незаурядный человек, находясь в среде, над которой не может не чувствовать своего превосходства, почти всегда будет ощущать себя униженным. И потому, что светская жизнь требует значительных издержек, на которые часто недостаёт средств. И потому, что эти средства возникает желание пополнить игрою, которая постоянно оборачивается проигрышами. И потому, что неумение держать язык за зубами непременно обращает окружающих знатных людей в его врагов.
Споры о причинах, которые привели к роковой дуэли, в известной мере совмещены с желанием понять, кто виноват в смерти Александра Пушкина. На этот счёт существует гораздо больше версий, чем могло бы казаться — слишком неоднозначны все свидетельства, слишком много было слухов и разноречивых рассказов. Очевидцев этой, в общем-то, семейной драмы, приобретшей масштаб национальной трагедии, оказалось предостаточно: начиная от приятелей, друзей, недругов, врачей, заканчивая Бенкендорфом, императором и самой Натальей Николаевной. И это опять тот случай, когда правда у каждого своя.
Винить, что зачастую можно наблюдать, в смерти Пушкина его дуэль с Дантесом, при этом замешивать её на теории заговора — популярном жанре во все времена: тыкать пальцем в сторону масонов, или в сторону «голубых», или объяснять всё некими вечными интригами злокозненного Запада против России, можно. Однако можно ведь сказать и совсем иначе, что «ларчик просто открывался», потому как особой экзотики в происшедшем 27 января 1837 года в Петербурге на Чёрной речке не было.
Уважаемые читатели, голосуйте и подписывайтесь на мой канал, чтобы не рвать логику повествования. Не противьтесь желанию поставить лайк. Буду признателен за комментарии.
И читайте мои предыдущие эссе о жизни Пушкина (1—154) — самые первые, с 1 по 28, собраны в подборке «Как наше сердце своенравно!», продолжение читайте во второй подборке «Проклятая штука счастье!»(эссе с 29 по 47)
Нажав на выделенные ниже названия, можно прочитать пропущенное:
Эссе 135. Пушкин о царе: «Хорош, хорош, а на тридцать лет дураков наготовил»