Найти в Дзене

Происхождение слова "богатырь"

Оглавление

Героем русских былин, да и не только русских, является богатырь — защитник рубежей, несущий службу на дальней заставе. Как правило, этот народный герой обеспечен всем необходимым для своей нелёгкой и опасной службы, и имеет оружие и снаряжение самое лучшее. За свою службу по защите родной земли от нападок всяческих врагов, богатыри обрели всенародную любовь и щедрое княжеское вознаграждение. Самый известный и любимый народом Муромский богатырь Илья Иванович за свои заслуги имел в стольном Киев-граде белокаменные палаты, широкий двор и доброго коня.

Так откуда возникло это слово «богатырь» на Русской земле? Каково было его предназначение? Сколько богатырей имела Русская земля? Ответы на эти вопросы можно получить в нашей статье.

Что говорят о богатырях авторитетные источники

В статье Википедии «Богатыри» можно прочитать следующее:

«Богатыри — герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

Согласно этимологическому словарю М. Фасмера, слово «богатырь» заимствовано из древнетюрк. baɣatur (откуда и венг. bátor «смелый»), дунайско-булг. βαγάτουρ, тур., чагат. batur «смелый, военачальник», киргиз. баатыр «герой», «храбрец», а также почётное прозвище багатур за особые военные заслуги в армии со времён Чингисхана и Тамерлана. Многие специалисты склоняются к (древне)тюркской этимологии термина.

Согласно Л. Н. Гумилёву, багадур — слово монгольского происхождения, вошедшее в тюркский в VI в. Многие западные исследователи также поддерживают монголо-тюркскую версию происхождения. В источниках известны разные версии написания: bahadar, bahadir, bahadur, batur, batyr, bator.

Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле."

В толковом словаре Даля слову богатырь дано такое определение:

«БОГАТЫРЬ м. татарск. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. Богатырями назывались (в твер. и др.) лубочные картинки, разные изображения для народа, cuб. панки. Южн. зап. богатина, богач.»

В Полном церковнославянском словаре, составленном священником магистром Григорием Дьяченко (1850 — 1903), дано такое пояснение слову «богатырь»:

«Богатырь — силач, храбрец. Корень этого слова — китайское ба, что значит «держать крепко», «вырывать». Все слова, производные от него, в китайском языке обозначают силу, твердость, насилие. Одно из таких слов от китайцев заимствовано было маньчжурами в форме батуру. Монголы, переняв его от маньчжуров, переделали в последствии батур в багадур. Наконец, от монголов это слово в измененной форме перешло в большинство иранских и тюркских языков (перс. багадир, др. осет. багатир, осет. багатар, тур. багадыр, кум. багатыр) и только киргизы и башкиры сохранили первоначальную форму этого слова батыр и батур, да алтайцы — пэттыр. Из всех приведенных слов ближе всех к нашему слову куманское (полов.) багатыр. По всей вероятности, мы взяли его от половцев, так как слово богатырь, в первый раз встречающееся в нашей летописи под 1240 г., уже стоит как знакомое нам, известное раньше, а не только что принесенное татарами.»

Согласно башкирских источников, слово "богатырь" на башкирском языке пишется несколько иначе - "баһадир", "бәһлеүән" (примечание автора).

Всё вроде понятно и объяснимо, только вот у русского человека возникает вопрос: каким образом могут стыковаться два понятия — защитник Руси богатырь (слово якобы монгольского или тюркского происхождения) и главная беда русских людей, «собака» и «поганый татарин», однозначный представитель тюркского народа?

Стоит обратить внимание на то, что былины — это не летопись и не научный труд, где «бумага всё стерпит», а устный народный эпос, передававшийся из уст в уста на протяжении многих столетий. Вряд ли русский сказитель, распевающий во всех красках беды от нападений всевозможных захватчиков, стал бы употреблять как «положительный образ защитника» слово монгольского и тем более тюркского происхождения. Скорее всего, слово «богатырь» имеет собственные, русские источники.

Русские источники в слове богатырь

Даже на первый взгляд становится очевидным то, что корнем слова богатырь являются «бог» и «богатство», а также дополнительное слово «тыр». Вряд ли кто может усомнится в русском происхождении этих слов. Однако, для того, чтобы сложилось понятие о том, какова связь между Богом, богатством и богатырём, рассмотрим все слова более подробно.

Русское слово «богатырь» — сложносоставное, состоящее из двух частей: «богат» и «тыр». Каждая часть этого слова имеет по два значения, к примеру первая часть — Бог и богат. Слово «тыр» тоже имеет два значения и мы их разберём позже.

Для начала нужно понимать, какие функции выполнял богатырь. Основным его предназначением была защита рубежей Русской земли от внешнего врага. Функции другого порядка, такие как охрана князя и его города, были не свойственны богатырям и возлагались в основном на княжескую дружину и городское ополчение. А русские люди проживали не только в городах, защищённых крепостными стенами, но и по всей территории Русской земли, включая и самые окраины. Так вот, люди, живущие на окраине, подвергались вражескому нападению в первую очередь. Тут надеяться им, кроме как на свои силы, да на «божью помощь», было не на кого. И прибывшее подкрепление, в виде богатыря с войском, для отчаявшихся людей оказывалось «божьим посланием», а сами богатыри — «божьими заступниками». Потому богатырей воспевали в своих песнях простые русские люди, как своих защитников, называя их «божьей помощью». Однако, не только характер деятельности богатыря, связывал его с Богом, было и ещё одно сравнение, о котором пойдёт речь далее.

Второе значение корня «богат» связано как раз с богатством. Как известно, богатыри были очень состоятельными людьми и могли позволить себе любое вооружение, причём самое лучшее. Что интересно, многие предметы роскоши, такие как шёлк, золото, оружейную сталь булат, богатыри использовали для изготовления конской сбруи. И не потому, что хотели показать своё богатство, а из-за высоких эксплуатационных характеристик этих дорогостоящих материалов. Понятие «дорого» для богатырей не существовало. Княжеское вознаграждение за их нелёгкую и опасную службу на границе было столь щедрым, что богатыри могли позволить себе всё что угодно.

К примеру, в былине «Илья Муромец и Калин-царь» говорится о том, как готовил своего коня наш славный богатырь:

"Да не для красы-угожества,

Ради крепости все богатырскоей:

Еще подпруги шелковы тянутся, да оны не рвутся,

Да булат-железо гнется, не ломается,

Пряжечки-ты красна золота,

Они мокнут, да не ржавеют.»

О том, что русские богатыри были состоятельными людьми и даже богатыми, говорится в ещё одной былине: «Три поездки Ильи Муромца». Это та былина, где Илья нашёл придорожный камень с надписью на развилке трёх дорог, где богатому быть, где женатому быть и где убитому быть. На что Илья рассудил, зачем ему старому жена? Зачем богатство, если своего девать некуда:

"Да сидит-де старик на добром коне,

Головой-то качат, приговариват:

«Да я кольки по святой Руси ни езживал,

Такова-то чуда век не видывал.

Да на что мне-ка, старому, богачество,

Своего-де у меня много злата-серебра,

Да и много у меня скатного жемчугу.»

Поехал Илья туда, где «убиту быть» и встретил там разбойников, грабивших всех проезжих по дороге. Те хотели всё отнять у Ильи Муромца, на что Илья их по-хорошему предупреждал, что не стоит этого делать:

«Да вы разбойники, братцы, станичники!

Вам убити-де старика меня некого,

Да отняти у старого нечего,

Да с собой у меня денег семь тысячей,

Да тесьмяна узда в целу тысячу,

Да ковано мое седло во девять тысячей,

Своему-де я добру коню цены не знай,

Да я цены не знай Бурку, не ведаю:

Да меж ушми у мня у коня скатен жемчуг,

Драгое самоцветное каменьё,

Да не для ради красы-басы молодецкие, —

Для ради темной ночки осенние,

Чтобы видно, где ходит мой добрый конь».

Илья Муромец хотел объяснить разбойникам, что у него и брать-то нечего, по его, богатырским понятиям. Однако, дорожные грабители посчитали, что у них будет «большой куш», если удастся ограбить богатыря. Но, не тут-то было. Соскочил Илья с коня и давай махать своей шапкой, зажатой в одной руке.

Илье Муромцу даже не пришлось использовать своё оружие для того, чтобы ликвидировать шайку разбойников. После разгрома придорожных бандитов, Илья Муромец вернулся к камню с надписью, да ту надпись подправил, дописав, что та дорожка прочищена. Тем самым Илья Муромец, будучи благородного нрава, предупреждал других путников, что в том направлении опасности больше не существует; как в таких случаях пишут сапёры: «мин нет», то есть можно идти и ехать спокойно.

Щедрое вознаграждение за богатырский труд было не столь обременительным для княжеской казны, как может показаться. Потому что, количество русских богатырей было строго ограничено числом двенадцать. И новый человек мог стать богатырём только в случае, если появлялась вакансия в богатырской дюжине. А если кто-то пытался «влезть» в число богатырей, по «знакомству» или «блату», чтобы обрести богатое содержание, его ждало жестокое наказание, богатыри таких номеров не прощали.

В былине «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь» рассказано о том, как племянник князя Владимира, молодой боярин Ермак Тимофеевич, захотел стать богатырём и сражаться с неприятелем. Он даже просил благословения у своего дядюшки, Киевского князя. Однако, князь Владимир его предупредил, что тот молод ещё и сие ему не под силу. Ермак не послушался и занялся богатырским делом, стал рубить и крушить наседавших на Русь татар. Узнав об этом, Илья Муромец отправил двух богатырей, чтобы те усмирили самозванца. Однако, Ермак никого не послушал и продолжил рубиться с врагами, чтобы заслужить славу богатырскую. Тогда Илья Муромец вынужден был убить племянника князя, Ермака Тимофеевича, а затем все двенадцать русских богатырей навалились на врага:

«От них литва поганая в побег пошла.

Тут они скрятали татарина поганого.»

Штат богатырей всё время обновлялся, одни уходили по понятным причинам, их место в строю занимали достойнейшие воины. Тем самым сохранялась дюжина самых «дюжих» людей на Руси. В бытность Ильи Муромца были богатырями: Самсон Самойлович Колуван, Дунай Иванович, Василий Касимеров, Михаил Игнатьев, Поток Иванович, Добрыня Никитич, Алеша Попович, два брата Ивана и еще два брата Суздальца. Однако, широкую известность получили только трое из этих двенадцати русских богатырей. И дело тут вот в чём.

В былине «Илья Муромец и Калин-царь» произошла ситуация, когда князь Владимир разгневался на Илью Ивановича и заточил его в погреб на верную погибель. Взамен якобы умершего Ильи Муромца укомплектовали богатырей до «полного штата». Однако, когда Калин-царь подошёл с бесчисленным войском к Киеву, сражаться с супостатом было некому. Вышел Илья из темницы и поехал в чисто поле, кликать русских богатырей на сражение. Однако, ни один из двенадцати богатырей не сдвинулся с места (Илья Муромец в этой былине назван тринадцатым, то есть, как бы, уже сверхштатным богатырём). И ответ богатырей был таков:

«А и не будем мы да и коней седлать,

И не будем мы садиться на добрых коней,

Не поедем мы во славно во чисто поле,

Да не будем мы стоять за веру, за отечество,

Да не будем мы стоять за стольный Киев-град,

Да не будем мы стоять за матушки божьи церкви,

Да не будем мы беречь князя Владимира

Да еще с Апраксой-королевичной:

У него ведь есте много да князей-бояр,

Кормит их и поит да и жалует,

Ничего нам нет от князя от Владимира.»

Объяснение тут вышло простое, богатырям не заплатили положенное им жалование, вот они и отказались от исполнения своих обязанностей. И ничего их не волновало, ни князь, ни отечество, ни вера православная. Принцип у них был простой: Заплатит князь, пойдём воевать, не заплатит — гори всё огнём. Из двенадцати русских богатырей только трое исполняли свой воинский долг не за злато, а по совести: Муромский богатырь Илья Иванович, Рязанский Добрыня Никитич и Ростовский Алёша Попович. Оттого они и заслужили всенародную любовь у простых русских людей.

Так что богатыри на Руси были очень состоятельными людьми, если не сказать — богатыми. Поэтому, слово «богат» наряду с «богом» составляет прочную основу русскому слову «богатырь».

Слово «богат» имеет своё происхождение ещё от праславянского слова «богатъ», означавшего «счастье, богатство, изобилие». Как известно, у славян на Руси не было денежного обращения, а занимались они в основном земледелием. Так от чего зависел достаток у человека того времени? Конечно же от обильности урожая и разных промыслов. Хороший урожай обеспечивали плодородие семян, ухоженная земля и трудолюбивые крестьянские руки. В словаре Даля при определении богатства есть такая фраза: «В аду не быть, богатства не нажить.» Колоссальный труд по выращиванию зерновых культур давал русскому крестьянину изобилие, граничащее с богатством.

Богатыри получали своё богатство не производством и не ремёслами, а тяжелейшим ратным трудом, подобным крестьянскому, но ещё и связанным со смертельной опасностью. Потому их служба щедро вознаграждалась. Нужно отметить тот факт, что богатырская служба по охране рубежей строилась на ротационной основе. Отбыв определённый срок на дальней заставе богатырь возвращался к своей семье в белокаменные хоромы и ни в чём не чувствовал какой либо нужды.

Продолжение в статье: Кем был Ярило, в которой раскрывается значение второй части слова богатырь - "тыр".

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников