Начало публикации в статье: Происхождение слова богатырь.
Слово богатырь вошло в употребление на Руси около 13-го века. Однако, события, описанные в былинах, относят нас к князю Владимиру, жившему в 10-м веке, то есть на три столетия ранее. Получается так, что русский конный воин в те времена уже имел определённое название, а затем был переименован в богатыря. Отсюда возникает резонный вопрос: как на Руси назывались богатыри во времена князя Владимира?
Мудрствовать особо не надо, ведь если сопоставить ключевые слова «бог» и «богатство», последнее из которых тесно связано с плодородием, получается, что богатырь — это «бог плодородия или богатства». И имя ему — Ярило. Ведь Ярило считается славянским богом плодородия. Наши предки были мудрыми людьми, которые легко находили замену словам, вышедшим из употребления, при этом сохраняя их истинный смысл.
Ярило — славянский Бог весеннего Солнца
«Ярило (Яровит, Ярый Вихрь, Ярый Бог, Волчий пастырь) – славянский Бог Весеннего Солнца, почитаемый славянами как Бог Плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец. Ярило почитают как Волчьего пастыря. Пастухи обращаются к Богу Ярило с просьбами защитить домашний скот от диких зверей. Земледельцы обращаются к Ярило во время праздника первой борозды. Чтят его и воины.
Вместе с Ярило приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств, приток сил. Именно Ярило приводит к людям Лёлю, Богиню Весны в день весеннего равноденствия.
О славянском Боге Весеннего Солнца, Ярило, сохранилось много мифов и легенд. Самый известный миф о Ярило связан с ним, как с Богом Плодородия.»
«Согласно этому мифу, славяне не всегда возделывали землю и выращивали хлеб. Долгое время они не знали как растить рожь, делать муку и выпекать из неё хлеб. Впервые Бог Ярило попробовал чудесные лепешки в заморской стране, а позже и сам научился делать их. Народ, у которого гостил Ярило, научил его делать хлеб, и Бог Весеннего Солнца принес эти знания славянам. Сперва Ярило дал попробовать хлеб Богам, а после уж все вместе решали, как научить людей сеять зерно. Славяне считали тело Матери Сырой Земли неприкосновенным и не согласились бы причинять ей боль. Но Богиня Земли сама согласилась на то, чтобы её сын Микула Селянович сделал первую борозду, а Ярило посеял первые зерна. С тех пор Ярило почитают Богом Плодородия.»
© сайт "Славяне".
Стоит обратить внимание на то, что Ярило, помимо прочего, был ещё и умелым воином. И не стоит исключать того, что ему доводилось бывать «на границе», потому что в этом случае ему проще было найти контакт с иноземцами, угостившими Ярилу «чудесными лепешками». Находясь на дальней заставе, Ярило имел возможность наблюдать процесс выращивания хлеба у соседей. Возможно даже, он брал у них зерно, молол его в муку и выпекал из неё хлеб. Когда Ярилу сменили другие воины, он вернулся домой и привёз с собой зерно. А уже следующей весной попробовал выращивать это зерно у себя дома. Судя по всему, у него получилось. Тем самым, Ярило научился сам возделывать землю, выращивать рожь, молоть из неё муку и выпекать хлеб. А потом он поделился своими технологиями с другими людьми.
Таким образом, нарицательное название воина на дальней заставе «ярило», стало прозвищем сообразительного воина-хлебороба — Ярилы. В последствии, спустя много времени, тот Ярило, привёзший со службы домой зерно, стал богом плодородия у славян. С гражданской составляющей бога Ярилы всё понятно, осталось выяснить само происхождение термина «ярило».
Корнем этого слова является «яр». Так называли князей в стародавние времена, которые со своими товарищами, по очереди, выезжали на дальние рубежи, чтобы защитить своих подданных от набегов соседних племён. В старину зимой никто не воевал, из-за суровости климата и непроходимости путей в глубоком снежном покрове. Поэтому «яры» с войском выезжали к окраине своих земель ранней весной, а возвращались поздней осенью. «Полевой выход» князя-яра осуществлялся на несколько месяцев, в течение одного года — яра.
В дославянские времена привычный нам календарный год назывался яром, в славянские — годом, а с приходом на Русь христианства — летом, потому что Русь крестилась от греков, а по-гречески год звучит как etos (написано на латинском, а не на греческом, для простоты понимания). Вот, с тех пор, год на Руси стал называться «летом», с 11-го века от Р. Х., когда был принят Византийский календарь, и никак не раньше.
Кстати, в немецком языке, год до сих пор именуется «яром», как и раньше, когда русские, славяне и германцы были одним народом — индоевропейцами. Германцы не знали римского порабощения и монгольского нашествия, потому сохранили первозданность своего языка. В английском языке год также называется «яром», потому что он является частью германского языка. Кстати, Пётр Первый, когда проводил календарную реформу, он отменил греческое слово «лето» и заменил его славянским «год». Но при этом, в Православной церкви греческой конфессии, понятие «Новолетие» было сохранено. Пётр Великий хорошо знал немецкий язык и симпатизировал британцам, как мореходам, он мог вернуть в обиход дославянское слово «яр», однако не стал этого делать, потому как это слово было дискредитировано на Руси и употребляться уже не могло. По той же причине, в петровские времена начало выходить из обихода слово «боярин» (корень слова тот же «яр») и заменяться на дворянин. Та же причина повлекла замену слова «ярило» на «богатырь». Причина будет раскрыта позже, а далее разговор о возникновении слова «ярило».
Одного из русских князей, сына Владимира, звали Ярослав. Так вот, это имя включает в себя два понятия: яр и слав, так на Руси называли князей (яр) и царей (слав). Когда славы правили, их соплеменники, яры (младшие князья) выезжали на окраины — для службы ратной. По всей видимости, срок правления одного слава ограничивался двенадцатью годами, или одним кругом Коляды Дара. В этот период, славу требовалось 12 яров, которые ежегодно, по очереди, выезжали на границу. Не исключён и такой вариант, что сам слав входил в число 12-ти яров, потому что сам был таким же князем одного племени. Просто он был самым лучшим и мудрым из всех яров, то есть «славным», потому и выбирался на роль слава на 12 лет.
Вот тут и появился вопрос: кто возглавит войско, когда придёт очередь служить на границе тому яру, которого выбрали славом? Слав должен был править своим народом, а не стоять на границе с войском всю весну, лето и осень. Тут потребовался ему заместитель.
По всей видимости, княжеское войско стали делить на две части. Одна часть войска оставалась с князем (яром), и их стали называть — боярами, потому как приставка бо- означает возле. Вторая часть войска, укомплектованная самыми сильными и смелыми воинами, отправлялась защищать рубежи. Вполне возможно, эту часть стали называть «дюжими», то есть здоровыми и сильными, а командиром у них был самый сильный и сообразительный воин, исполнявший обязанности князя (яра), как его заместитель, или «ярило».
Толковый словарь Даля даёт понятие слову «дюжий»:
«ДЮЖИЙ, дюжой, дужий, здоровый, плотный, сильный, крепкого сложенья; крепкий, прочный. Дюжить, выдерживать, выносить, терпеть. Добрый конь долго дюжит.»
Не стоит исключать того, что со временем, ту часть войска, которая отправлялась на заставы стали называть дюжиной, по их числу. Потому как русских богатырей, предназначенных для службы на заставах, также было двенадцать. Ни больше, ни меньше. Однако, с ростом численности населения, расширялась и обитаемая территория. Ярил с войском для защиты рубежей становилось всё больше. Вполне возможно, число ярил стало таким же, как и количество яров, то есть двенадцать. Ту часть войска (боярскую), что оставалась при князе, стали называть другой, или дружей. Выходило так, что княжеское (ярое) войско стало состоять из дюжины (для защиты рубежей) и дружины (для нахождения вместе с князем, яром).
В Толковом словаре Даля о слове «другой» говорится следующее:
«ДРУГОЙ, арх. другой, следующий за первым, второй; первой, другой, третий. Иной, инный, не тот или не этот. Такой же точно, вполне сходный. Стар. дружка, товарищ, помощник по должности, службе. Одной рукой собирай, другою раздавай. В одной руке пусто, в другой ничего. Одно за другим: одно к одному.»
Вполне возможно, таким образом в русском языке появились слова «ярило», «дюжина» и «дружина». Тем самым, мы рассмотрели значение слова «богат», означающее славянского бога плодородия Ярило, который «по совместительству» — был ещё и командиром конного отряда, предназначенного для защиты рубежей. Теперь следует подробнее разобрать и вторую часть слова «богатырь», именуемую «тыр».
Происхождение «тыр» от слова тырить не может быть применимо к богатырю, из-за абсолютного различия этих понятий. Потому что, слово «тырить» жаргонное, придуманное мазуриками, и означающее «красть, стащить». Кто такие мазурики?
В словаре Даля им дано определение:
«МАЗУРИК новг. мазурник, мазурин (от мазур. поляк или от мозуля, замарашка, оборванец?), карманный вор, комнатный и уличный в городах, особ. в столицах, где они придумали свой язык, байковый или музыку.»
Как сейчас не принято употреблять уголовный жаргон или «ботать по фене», так и раньше обычные русские люди не использовали жаргон мелких воришек, то есть «не ходили по музыке». Поэтому, вероятность происхождения слова «тыр» от «тырить» — можно спокойно исключить.
Но есть другое слово, от которого возможно произошло «тыр», это «тырло».
В словаре Даля слову «тырло» дано такое объяснение:
«ТЫРЛО ср. южн. тул. тырлище тамб. стойло оренб. притон, приют для скота на дальней пастве, место водопоя и отдыха в жар, или место ночевки; иногда также зимнее пастбище, напр. в камышах, плавнях, зимний притон.»
Ключевым в этом слове является — дальнее пастбище и зимнее стойбище. По всей видимости, богатыри на дальней заставе, для собственного прокорма, не только выращивали хлеб, но и содержали домашний скот, благо места для пастбища вокруг заставы было достаточно. В этом случае напрашивается аналогия: «тырло» и «ярло». И если слово тырло означает «зимовку на дальнем пастбище», то такого слова, как «ярло», в русском языке нет, либо оно вышло из употребления (как имеющее корень «яр»), или было заменено на тырло. И если тырло означает зимнее или может даже круглогодичное использование дальнего пастбища, то ярло могло значить только летний период (яровой), от весны до осени.
Отсюда можно предположить, что Ярило, во время службы на заставе, помимо того, что выращивал хлеб, ещё мог пасти скот. А после своего «дежурства» возвращался домой не только с мешками, набитыми зерном, но и пригонял хорошее стадо, от того слыл богатым человеком. Ведь Ярило был богом плодородия, волчьим пастырем, то есть, покровителем домашнего скота, оберегом от волков. В связи с этим, дальние заставы, где нёс службу Ярило, вполне возможно, стали называть «ярлами». А когда эта служба стала круглогодичной, то и место из ярла превратилось в тырло, так потом и сохранилось это название.
Славянский Ярило, как и русские богатыри, не нёс свою дальнюю службу в одиночку. Он был командиром определённого воинского подразделения, имевшего свою численность. Что это было за подразделение и его размер попробуем вычислить из того же слова «тыр». А поможет нам в этом похожее слово — «тыс» или тысяча.
Сколько это было в старину - тысяча
Большинство читателей скажет, что тысяча равнялась 1000 или десяти сотням. Однако, это не совсем так. В старославянском языке все числа писались буквами, использовалась, так называемая, алфавитная запись чисел. Нуля тогда не было, а было 9 единиц, 9 десятков и 9 сотен. Поэтому, для счёта использовалось 27 букв. И единица и тысяча обозначались одной буквой А, с использованием разных значков. К примеру, тысяча писалась следующим образом «҂а» и говорили «тысяща», а не тысяча, потому как была разница в этих понятиях.
Слово тысяща использовалось в гражданском обороте и означало действительно десять сотен. А «тысячами» называли численность городского гарнизона, состоявшего из княжеской дружины и городского ополчения. Тут значение «тысячи» варьировалось от двухсот до тысячи с гаком. Чтобы это понимать, обратимся к происхождению слова «тысяча»:
«Тысяча. Восходит к общеславянскому tysetja, в котором set, возможно, имеет ту же индоевропейскую основу, что и латинское centum («сто»). По одной из версий, начальное ты (ty) одного корня с тук. Тогда первоначально — «жирная (большая) сотня». Родственные слова в других языках: thousand — в английском, Tausend — в немецком.»
В Полном церковнославянском словаре находим следующие значения:
«Тысяща — тысяча; иногда берется в неопределенном значении множества или полноты; тысяча тем — бесчисленное множество.»
«Тысящник — начальство над тысячью и более воинов.»
Что интересно, военачальник тысячи воинов назывался «тысящник», а какую роль тогда выполнял «тысяцкий»? Ответ на этот вопрос находим в том же словаре:
«Тысяцкий — глава числового распределения городских обывателей, который, вероятно, назван так не по точному исчислению подвластной ему среды, а по общему понятию о крайнем, самом большом количестве числового населения. По смыслу последующей роли тысяцкого, он был в собственном смысле градодержатель, воевода собственного городского населения в общем его составе, и представлял в своем лице особую силу, которая после князя была первая сила. Это был старший из всех бояр. Но его значение и смысл его властительной роли не ограничивался интересами одного боярства или одной военной дружины города: он был представителем и головою, так сказать, всего гражданства. Поэтому и вес его власти иногда очень перевешивал в сторону этого гражданства и уравнивался с властью самого князя. В Москве это звание просуществовало до княжения Дмитрия Иоанновича; значительно дольше оно встречается на страницах летописей Новгорода и Пскова, где тысяцкие были начальниками городской полиции.»
Слово «тысяцкий» имеет корень «тыс», означающий — большая (жирная) сотня. Отсюда следует, что под этими тремя буквами «тыс» подразумевается какое-то число, кратное ста (100). В нашем случае, следует рассмотреть два трехбуквенных слова «тыс» и «тыр», причём обратить особое внимание на последние буквы С и Р.
В старославянском кириллическом счёте этими буквами обозначены следующие числа: буквой Р — сто (100), а буквой С — двести (200). Отсюда можно предположить, что «тыс» — воинское подразделение, численностью в 200 всадников, или большая сотня, а тыр — такое же подразделение, только в 100 конных воинов.
Конница всегда была элитным родом войск, из которой состояла княжеская (боярская) дружина. Русские богатыри всегда изображались верхом на конях. Все русские цари, как великие князья и военачальники дружины, также, традиционно изображались верхом на коне. Тем самым показывалась неразрывная связь времён между русскими ярами (князьями) и российскими императорами. Выходит так, что большой сотней командовал князь (яр) и ему помогал в этом тысяцкий (старший боярин), а на долю богатыря (ярилы) выпадало охранять рубежи, тоже во главе сотни, только «дюжей». При всём при этом, князь был также и главным военачальником над обеими «сотнями» — то есть над «тройной сотней».
Раз уж зашёл вопрос о коннице, то не лишним будет сказать о том, что в Российской империи охрану рубежей осуществляли войска, называемые казачьими. И что интересно, казачьи полки состояли как раз из сотен, подобно тем богатырским сотням (дюжим сотням), которые несли службу на дальних заставах. А вот в кавалерийских полках, дислоцированных преимущественно в городах, подразделение, равное сотне, называлось уже эскадроном. Эскадрон, от слова «эскорт», то есть «сопровождающий», аналог боярской дружине, всегда находящейся возле князя.
Богатырь с сотней (дюжей или дюжиной) на дальней заставе, князь с двойной сотней (другой или дружиной) в своём стольном граде, с этим понятно, а зачем тогда понадобился тысяцкий? Дело в том, что тысяцкий сам был боярином, то есть входил в число дружинников и был одним из двухсот (численность княжеской дружины). Но, помимо прочего, на него, как на старшего боярина, возлагалась обязанность формировать городское ополчение, или пехоту. Слово «тысяцкий» составное, состоящее из «тыс» (конной боярской дружины) и «сечь» (пешего войска, вооруженного секущим, рубящим оружием, преимущественно топорами). В крупном городе пехоты можно было набрать много, до нескольких тысяч. Поэтому ополчение делили на «тысящи» (1000 бойцов), командовали ими тысящники. А всё пешее войско и княжеская дружина одного города именовались тысячей. Обратим внимание на то, что городскую пехоту (ополчение) иногда называли «войском». Это делалось в том случае, если численность ополчения переваливала за несколько тысящ.
А вот когда к тысяче добавлялась пограничная «дюжая сотня», то всё воинское формирование, состоящее их жителей одного города, стали называть «полным количеством». ПОЛное Количество, со временем, перешло в сокращённое название — ПОЛ-К. Отсюда и появилось старинное русское слово «полк», означающее полное воинское формирование одного города.
В городе обычно все друг друга знали, поэтому сплочённость полка в бою была высокой. Когда в каком-то гражданском коллективе появляется новый человек, которого многие знают, то про него обычно говорят: «нашего полку прибыло». Это значит, что добавился хороший работник, которого все знают, и ему не нужно будет тратить время на «притирание в коллективе». Вот что значит слово «полк».
Полк состоял из постоянного (оперативного) ядра — конницы или сотен (боярской сотни или дружины и богатырской сотни или дюжей), а также из набираемой из жителей города — вооружённой пехоты или ополчения. Ополчение созывалось только в случае необходимости, княжеская дружина и богатырская сотня были штатными подразделениями полка, то есть имели определённую численность. Эти сотни реально существовали в нашей истории.
Продолжение в статье: Как Ярило стал богатырём