Ограничения со стороны Соединенных Штатов и их европейских вассалов — для России дело привычное. Кажется, они были с нами всегда. И дело вовсе не в политике. Просто она каждый раз становятся поводом для нездорового протекционизма или передела рынка. Проходят десятилетия, а в США ничего не меняется. Как правили страной корпорации и прочие элиты, а не президент, так и сейчас продолжают.
Что же касается санкций в современном виде, то они берут свое начало еще со времен Великой депрессии. И сегодня у них «день рождения»: именно 19 мая 1930 года министр финансов США Эндрю Меллон запретил ввоз в США спичек производства СССР, а еще через два месяца — и всех остальных лесоматериалов, а также яиц, консервов и многого другого. А все потому, что наше было дешевле и у американских производителей были проблемы со спросом. То есть такой экспорт объективно наносил ущерб местному производителю.
Именно тогда неопытные советские руководители поняли, что к дипломатии на равных в Вашингтоне не готовы. А уж если партнер и вовсе слаб, то подавно. Мы же тогда были молодым государством, недавно пережившим две революции и сменившим два экономических строя. Людям жилось несладко, поэтому давать серьезный ответ было бы неразумно.
Но самое главное — это яркий пример, когда все дело было в интересах отдельных элит. Так получилось, что спички запретили ввозить тогда же, когда из Эрмитажа массово скупали самые дорогие картины. Казалось бы, какая связь? Покупателем был как раз Меллон, причем он еще и незаконно уходил от уплаты налогов. Однако влияние в политических кругах помогло уйти от ответственности. Позже его приобретения и вовсе признали одной из лучших частных коллекций в мире. Иными словами, шумиха от скандала с санкциями позволила еще пару лет скрывать махинации.
Что же касается сегодняшнего дня, то еще пара-тройка пакетов — и экономические отношения полностью прекратятся. При этом власти на Западе прекрасно понимают: последует зеркальный ответ. А это в конечном счете приведет к сокращению производства и росту безработицы, то есть политические амбиции навредят простым людям. Но это ни демократов, ни республиканцев, похоже, не интересовало никогда.