Найти тему
МАКРО ПАРТНЁРЫ

Ограничение цен на российскую нефть: Отчет о ходе работы

Элизабет Розенберг, помощник госсекретаря.

Отчет: Год назад на саммите G7 в Эльмау лидеры договорились проводить политику ограничения цен на российскую нефть, чтобы помешать России продолжать получать надбавку за военное время. Политика ограничения цен - это новый инструмент экономического управления государством, предназначенный для достижения двух, казалось бы, противоречивых целей: ограничения нефтяных доходов России при сохранении поставок российской нефти.

Как работает Предельная цена

Политика предельных цен работает, позволяя компаниям, базирующимся в странах Коалиции, продолжать предоставлять морские услуги по транспортировке российской нефти только в том случае, если эта нефть продается на уровне предельных цен или ниже этого уровня . Компании, базирующиеся в странах Коалиции, исторически занимали около 90 процентов рынка соответствующих продуктов морского страхования и перестрахования.

Политика ограничения цен стимулирует дальнейшую продажу нефти и нефтепродуктов на рынке со значительной скидкой по сравнению с российской премией военного времени . В декабре 2022 года Коалиция установила предельные цены на российскую сырую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Сразу после своего незаконного вторжения Россия зарабатывала на продаже нефти более 100 долларов за баррель, а весной 2022 года мировые спотовые цены выросли выше 140 долларов за баррель.Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), с момента введения предельных цен на нефть в России средняя цена российской нефти марки Urals ежемесячно была ниже 60 долларов за баррель.

Политика ограничения цен выгодна странам с низким и средним уровнем дохода. Чтобы внести ясность, члены Коалиции запретили почти весь импорт нефти морским путем из России и сами не получают прямой выгоды от российских продаж по ограниченным ценам.  Вместо этого прямыми бенефициарами в основном являются страны с формирующимся рынком и низким уровнем дохода, которые импортируют нефть из России. Даже для стран, которые не пользуются услугами Коалиции, ограничение цен создает рычаги для того, чтобы требовать от России более низких цен. Эти страны получают значительно более низкие цены. Таким образом, эта политика уменьшила негативные глобальные последствия войны с Россией и оказала финансовую помощь ряду уязвимых стран.

Экономический эффект

После введения политики ограничения цен доходы России от продажи нефти существенно снизились как по сравнению с довоенным уровнем, так и по сравнению с повышенным уровнем в начале войны. По данным Министерства финансов России, доходы федерального правительства от продажи нефти в январе–марте 2023 года были более чем на 40 процентов ниже, чем годом ранее. До войны доходы от продажи нефти составляли 30-35 процентов от общего российского бюджета. В 2023 году доходы от продажи нефти упали всего до 23 процентов российского бюджета. Это снижение выручки произошло, несмотря на то, что в апреле 2023 года Россия экспортировала примерно на 5-10 процентов больше сырой нефти по сравнению с мартом 2022 года.

Несмотря на продажу стабильного объема нефти, Россия получает гораздо меньшую выручку с каждого барреля, поскольку ее нефть сейчас торгуется со значительным дисконтом по отношению к нефти марки Brent, мировой базовой цене на нефть . До войны российская сырая нефть торговалась со скидкой всего в несколько долларов за баррель по отношению к Brent. В последние месяцы официальные данные агентства по ценообразованию показали, что российская нефть марки Urals торговалась со скидкой на целых 25-35 долларов за баррель дешевле, чем Brent. Механизм ограничения цен дает импортерам рычаги для переговоров о значительных скидках на их торговлю с Россией, о чем свидетельствуют публичные отчеты.

В ответ на ограничение цен Россия была вынуждена изменить способ налогообложения нефти таким образом, чтобы узаконить дисконтированную стоимость российской нефти — по сути, прописав в законе значительную скидку, которую помогло закрепить ограничение цен. Это новое налогообложение потенциально может угрожать будущим возможностям России по добыче нефти, снижая стимулы для компаний инвестировать в оборудование, разведку и существующие месторождения. Это изменение дополняет последствия, которые уже ощущают санкции США и экспортный контроль в отношении российских энергетических компаний.

Наконец, высокопоставленные российские экономические чиновники открыто признали, что ограничение цен наносит ущерб их способности финансировать свою войну и поддерживать российскую экономику. Министр финансов Силуанов назвал ограничение цен причиной снижения налоговых поступлений и увеличения дефицита бюджета на 2023 год. Аналитики центрального банка России признали, что ограничение цен и санкции ЕС представляют собой "новые экономические потрясения”, которые могут “значительно снизить” экономическую активность России. Между тем, вице-премьер России Александр Новак заявил, что “трудности”, вызванные эмбарго ЕС и предельными ценами, не повлияли на общие объемы экспорта и поставок сырой нефти, сигнализируя о том, что более низкая цена, получаемая Россией, сокращает доходы.

В то же время на мировом рынке сохранилось примерно постоянное количество российской нефти. С тех пор как Коалиция ввела политику ограничения цен, Россия экспортировала сырую нефть и нефтепродукты в довоенных объемах. Соответственно, мировые поставки энергоносителей оставались стабильными, вопреки широко распространенным рыночным ожиданиям. В начале февраля Россия пригрозила незначительным сокращением добычи, но объемы морского экспорта остались неизменными. Рынки также сдержанно отреагировали на российскую угрозу, признав, что в условиях ограничения цен у России есть стимул продолжать экспорт в текущих объемах. Недавно Россия отменила декабрьский указ, запрещающий сделки, соответствующие предельным ценам.

Несмотря на широко распространенный первоначальный рыночный скептицизм по поводу ограничения цен, участники рынка и геополитические аналитики теперь признали, что ограничение цен достигает обеих своих целей.

Забегая вперед, мы по-прежнему привержены соблюдению политики предельных цен . Коалиция продолжит координацию для обеспечения эффективного мониторинга и обеспечения соблюдения политики, включая противодействие уклонению от этих ограничений, избегая при этом побочных эффектов и поддерживая глобальную энергетическую безопасность. Мы уже предпринимаем шаги для достижения этой цели, предоставляя дополнительные рекомендации, выявляющие признаки возможного уклонения от установления предельных цен, и делясь передовым опытом для оказания помощи добросовестным участникам.