Найти тему

Первый мужчина на обложке журналов

Не дожив всего 10 дней до своего 79-го Дня рождения, скончался один из красивейших актёров европейского кино ХХ века, секс-символ и поп-икона 1960-х -1970-х годов, первый мужчина на обложке журнала Vogue Хельмут Штейнбергер (Helmut Steinberger), более известный под экранным именем Хельмут Бергер ( 29 мая 1944 — 18 мая 2023).

Вероятно, Хельмут Бергер не обладал гениальным актёрским дарованием. Хотя в его карьере случались прорывы. Так, одна из первых ролей актёра в фильме «Гибель богов» (1969) стала сенсацией. В «Нью-Йорк Таймс» её назвали «ролью года» и начинающий актёр получил номинацию на «Золотой глобус». В одной из сцен фильма герой Хельмута Бергера пародировал Марлен Дитрих, и поэтому поводу знаменитый голливудский режиссёр Билли Уайлдер (поставивший комедию «В джазе только девушки») сказал: «Кроме Хельмута Бергера, интересных женщин сегодня нет». А за роль баварского монарха Людвига Второго в фильме «Людвиг» (1973) Хельмут Бергер даже получил специального «Давида ди Донателло».

При этом красота молодого Хельмута Бергера была бесспорной. Она завораживал модных фотографов и художников вплоть до самого Энди Уорхола, она произвела такое впечатление на Мадонну, что та позвала уже зрелого актёра в свой клип «Эротика», она делала его объектом желания миллионов женщин… и не только.

Увидев молодого человека в 1964 году, великий итальянский режиссёр Лукино Висконти потерял от его красоты голову и решил, что сделает всё, чтобы Хельмут стал звездой.

В 1967 году Висконти снимает Бергера в эпизодической роли в фильме-альманахе «Ведьмы», а после ставит так называемую «бергерианскую трилогию», в которую входят упомянутые «Гибель богов» (1969), «Людвиг» (1973) и бывший в советском прокате «Семейный портрет в интерьере» (1974). Молодой актёр, которому нравились и женщины и мужчины, ответил опытному режиссёру взаимностью и оставался верен ему вплоть до самой смерти наставника. Бергер простил Висконти даже своеобразную символическую измену, когда, отправляясь в больницу умирать, режиссёр взял из вещей только одну, видимо, самую дорогую ему – фото молодого Алена Делона.

После смерти Висконти Хельмут Бергер впадает в сильную депрессию – злоупотребляет алкоголем и наркотиками и даже пытается покончить с собой. Понятно, что всё это сказалось на карьере актёра, который к тому времени уже сотрудничал с такими гениями режиссуры, как Витторио Де Сика – оскароносная драма «Сад Финци-Контини» (1970) и Джозеф Лоузи – мелодрама «Романтическая англичанка» (1975).

Помощь товарищу, терявшему популярность, предложил Клод Шаброль, позвав Хельмута Бергера на главную роль в продюсируемом им четырёхсерийном телевизионном фильме «Фантомас» (1980), несколько раз показывавшемся на нашем ТВ. Хотя крупных киноролей после этого не последовало, австрийского актёра позвали в США в качестве приглашённой звезды третьего сезона легендарной «Династии». Актёр поехал сниматься в американской мыльной опере исключительно ради денег (позднее он говорил, что «плакал по дороге на съёмочную площадку, зато смеялся, по дороге в банк»).

Хотя актёр снялся всего в 9 сериях легендарной телепостановки, интерес американских режиссёров к нему возродился. И в 1990 году Френсис Форд Коппола зовёт Бергера в третью часть легендарного «Крёстного отца», а в 1997 году Квентин Тарантино использует кинокадры из старого фильма с участием молодого Хельмута Бергера в своей картине «Джеки Браун», за что выражает актёру благодарность в финальных титрах.

В начале 2000-х актёр практически уходит из профессии, чтобы ухаживать за больной матерью – за 9 лет он снялся всего в двух фильмах, и возвращается на экраны только после её смерти. Зато в 2009 году он снимается сразу в трёх фильмах и дальше продолжает активную деятельность вплоть до 2019 года – самым громким проектом с его участием в этот период стала биографическая драма «Сен-Лоран. Стиль – это я» (2014), в которой актёр играет героя в зрелом возрасте.

В 2019 году Бергер заявил, что завершает актёрскую карьеру по состоянию здоровья, но на момент смерти в производстве находился ещё один кинопроект с его участием.

Следует отметить, что наряду с серьёзным кинематографом Хельмут Бергер снялся в большом числе коммерческих фильмов, в том числе у таких классиков развлекательного кино, как Карой Макк, Франко Кастеллано, Умберто Ленци, Тинто Брасс (Хельмут Бергер сыграл в одном из самых известных его фильмов – «Салон Китти») и Дуччо Тессари (особенно совету джалло этого режиссёра с Бергером в главной роли «Окровавленная бабочка/Бабочка с окровавленными крыльями» (1971) – очень мощный триллер, рассказывающий о том, на что способен мужчина, мстящий за убийство своей любимой).

Кроме актёрской деятельности Хельмут Бергер был известен своей бурной личной жизнью. После смерти Лукино Висконти в разные годы его связывали романтические отношения с Рудольфом Нуреевым, Миком и Бьянкой Джаггерами, Флориндой Болкан, Урсулой Андресс, Линдой Блэр, Натали Делон, Марисой Беренсон и ещё большим числом актрис и моделей.

В 1994 году в возрасте 50 лет Хельмут Бергер решил наконец-то остепениться и завести семью. Его избранницей стала итальянская писательница и модель Франческа Гуидато. Для того, чтобы пара могла обвенчаться, потребовалось разрешение папского престола, но брак от этого крепче не стал. Как пишут, семейная жизнь пары была «бурной», и через три года супруги разошлись, а ещё через год, в 1998 году – развелись. При этом они продолжали поддерживать романтические отношения и окончательно расстались только в 2012 году.

Перед самым окончанием актёрской карьеры Хельмут Бергер решил попробовать свои силы на театральных подмостках и в 2018 году сыграл главную роль в спектакле «Либерте», поставленном в театре Фольксбюне, который называют «самым культовым театром Берлина».

Жизни актёра было посвящено множество телевизионных программ и два полнометражных документальных фильма (2015 и 2019 года выпуска). Премьера первого из них состоялась на Венецианском фестивале и журнал Artforum назвал Хельмута Бергера за участие в этом фильме лучшим актёром года. После актёр подал на режиссёра фильма в суд. Причина мне неизвестна, но вполне возможно, что тут были замешаны финансы – Хельмут Бергер в конце жизни жаловался, что студии его постоянно обманывали и не выплачивали полностью полагающиеся отчисления.

Не знаю я и того, чем так понравился актёр жителям французского Лиона, но известно, что в 2010 году ему был вручён «золотой ключ от города» на фестивале имени братьев Люмьер, который ежегодно проводится в Лионе.

О погасшей звезде можно было бы рассказывать и дальше, но получилось уже достаточно длинно. Упомяну ещё только такой любопытный факт. При том, что актёр владел итальянским языком, который изучал в Università per Stranieri di Perugia (также он владел немецким, французским и английским языками), в итальянских фильмах его часто озвучивали другие актёры. Среди них был и такой выдающийся актёр, как Джанкарло Джаннини. Голосом Джаннини говорят герои Хельмута Бергера в самых известных его фильмах - «Бабочка с окровавленными крыльями» , «Гибель богов», «Людвиг» (в третьем фильме «бергерианской трилогии» - «Семейный портрет в интерьере» героя Бергера озвучивает Адальберто Мария Мерли). Интересно, что Хельмут Бергер был так впечатляющ в роли Людвига Баварского, что стал лучшим итальянским актёром 1973 года, хотя, эта роль была озвучена его коллегой (интересно также, что к этой роли Хельмут Бергер вернулся 20 лет спустя в фильме «Людвиг 1881»).

Что ж, видимо Хельмут Бергер был не самым успешным актёром и мужем, но верным сыном и потрясающе красивым мужчиной, которого некоторые СМИ на пике его славы называли даже «самым красивым мужчиной на планете». И благодаря магии кино эта красота сохранится, если и не навечно, то ещё очень и очень надолго.

Владимир СОРОКИН