В Музее истории религии открылась выставка, посвященная памяти Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813). Имя Кутузова, выдающегося полководца, героя Отечественной войны 1812 года, хорошо известно. Известны его многочисленные победы и воинская доблесть. Но есть в жизни Кутузова еще одна страница, известная не столь широко.
Однако обо всем по порядку. Одно из последних сражений русско-турецкой войны 1768-1774 гг. произошло в Крыму, недалеко от деревни Шумы, когда Кутузов, тогда еще молодой подполковник 29 лет, вступил в бой с турецким десантом. Турки под напором русских солдат уже отступали, когда Кутузов получил тяжелое ранение – пуля, попав в висок, вышла у правого глаза. Французский врач Жан Массо спас ему не только жизнь (впоследствии он спасет Кутузова еще от одного тяжелейшего ранения в голову под Очаковом, в 1788 г.), но и сохранил глаз, однако зрение было частично утрачено. Императрица Екатерина II, узнав о тяжелом ранении, посоветовала Кутузову отравиться в Европу для поправки и восстановления здоровья, велев государственному казначею снабдить его деньгами на это путешествие. Кутузов путешествовал по Германии, Франции и Англии. Был радушно принят многими иностранными генералами, а также королем Пруссии Фридрихом Великим, известным своей масонской деятельностью.
Во время этой поездки, вероятно, состоялось знакомство Кутузова с западным масонством и, вероятно, в это же время он и был посвящен в масонскую ложу «Три ключа», работавшую по шведской системе, в Ратисбонне (совр. Регенсбург, Германия). В литературе устоялась дата вступления в масонство – 1779 г., но эта дата вызывает вопросы, поскольку в 1776 г. Кутузов уже вернулся в Россию. В Биографическом словаре русских масонов А. И. Серкова указана и вторая дата – 1775 г., что больше похоже на правду.
Шведская система посвящения отличалась тем, что помимо строгих организационных правил и требований, предъявляемых к членам лож, и необходимости работать над «диким камнем», совершенствуясь на пути самопознания, полагались занятия оккультными науками, изучение трудов Я.Беме и Э.Сведенборга. Предметом рассуждений братьев нередко были духовидение и «восторг» мистических откровений. Т.О.Соколовская, описывая особенности шведской системы, отмечала, что «русские масоны, члены высоких степеней шведского масонства не находят достаточно выразительных слов для начертания восторгов сверхнатурального состояния».
Система насчитывала 10 степеней посвящения: 1-3 иоанновские степени; 4 – избранные ученики;5 – шотландский мастер Андреевского масонства; 6 – Рыцарь Востока и Иерусалима; 7 – Рыцарь Запад; 8 – ближние св. Иоанна; 9 – ближние св. Андрея; 10 – Рыцари командоры Красного креста.
М. И. Кутузов был посвященным 9 степени (по другим сведениям, 7 степени). Орденское его имя – Вечно зеленеющий лавр, а девиз: Победами себя прославить.
При вступлении в орден каждый кандидат проходил подготовку и должен был ответить на вопрос: для чего он вступает в братство. В литературе приводятся слова Кутузова о целях его приобщения к ордену – «нахождение сил для борьбы со страстями и жажда ключа от тайн мира». Позднее Кутузов принимал участие в работах лож во Франкфурте и Берлине, вероятно, уже во время заграничного похода русской армии 1813-1814 гг.
Как обстояли дела с масонами в действующей армии? Историк масонства С. П. Карпачев утверждает, что во время заграничных походов русской армии «было сформировано 11 военно-походных и зарубежных масонских мастерских». В разные годы численность масонов в этих ложах и возрастные рамки варьировались. В фондах музея хранятся учредительные грамоты на две военно-походные ложи – «Георгия Победоносца» (учреждена в 1817 г. в Мобеже при главной квартире Российского корпуса во Франции) и «Избранного Михаила» (учреждена в 1818 г. в Петербурге). Большая часть офицеров – участников войны 1812 г. вступила в братство уже после окончания военных походов. Действительно, число вновь открытых лож после войны резко возросло, образовались две Великие ложи, руководившие работами русских братьев.
Предположительно М. И. Кутузов принимал участие в работах трех российских лож, помимо зарубежных. Это ложа «Сфинкс», основанная в 1780 г., и ложа «Трех Знамен», основанная в 1781 г., также работавшие в различных степенях по шведской системе. Работы велись на немецком и французском языках. Был ли Кутузов активным масоном, судить трудно за отсутствием каких-либо свидетельств. Но по случаю кончины, как следует из документов, хранящихся в архиве масона Ф. Н. Глинки, была организована траурная ложа.
13 июля 1813 г. в залах петербургского музыкального общества (русское филармоническое общество, проводившее концерты в доме В.Энгельгарта, Невский проспект, дом 30) при многочисленном собрании братьев состоялась торжественная траурная ложа, посвященная памяти великого брата фельдмаршала князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского. Ритуал проводил гроссмейстер Великой Директориальной ложи «Владимира к порядку» И. В. Бебер. Речи произносили братья-витии (ораторы).
Оратор ложи «Сфинкс» Пьер Муссар произнес речь, где, в частности, указал: «Ты руководил бестрепетными русскими содатами не для завоеваний и разорений, но во имя защиты человечества, освобождения Европы, установления ее мирного процветания. Прими же скромное признание, которое оказывают тебе братья по посвящению устами занимающего этот священный пост … Это в нашей среде ты приобрел добродетели и свет, давшие тебе бессмертие, среди нас твоя великая душа получила истинную награду мудрости, оплату благотворения, лишь в нашей среде окружен сиянием венец мудреца, ученика добродетели. И именно в этой ограде, не доступной для профанов и для мирского тщеславия, в этом убежище мудрецов, предназначенном для святейших таинств, твои братья, более взысканные и более внимательные, лучше созерцают это отделение духа от бренного праха, лучше славят смерть, этот первый шаг величественного пути…» (Б. В. Соколов. Сто великих деятелей тайных обществ. М., 2019. С. 97-98).