Ведение конспектов является неотъемлемой частью процесса обучения. Учитывая, что мелкая моторика и мозг неразрывно связаны, конспектирование помогает лучше усваивать материал. Как правило конспекты представляют собой сплошной текст, а вот если вести конспект с помощью скетчноутинга, т.е. фиксировать содержание в скетчах (рисунках), то помимо левого полушария включается и правое. Как итог — материал усваивается намного лучше.
💌 Так что же такое скетчноутинг?
Скетчноутинг — это иллюстрированный конспект, в котором используются схемы, короткие записи и простые рисунки. Само слово является производной от «скетч» — набросок, эскиз. В отличие от традиционного конспекта, визуальный содержит минимальное количество текста и позволяет систематизировать информацию, фиксируя главное.
Применение скетчноутинга не требует специальных навыков, поэтому научиться этой технике сможет любой человек. Основа скетча — это 5 фигур, которые может нарисовать каждый: круг, квадрат, треугольник, линия и точка. С их помощью довольно быстро создаются простые, но информативные схемы.
Благодаря скетчноутингу конспект превращается в красочную заметку, к которой хочется возвращаться, рассматривать и анализировать.
❓ С чего начать, если решили попробовать?
- Подготовить материалы. Для скетчноутинга нужен черный маркер и блокнот с белыми листами, по желанию — цветные маркеры и фломастеры, чтобы добавить ярких красок.
- Начать конспектировать не сплошным текстом, а систематизировать материал, выделять главное, при этом обязательно добавлять графические обозначения. При создании конспекта в технике скетчноутинга рекомендуется использовать разные способы написания, например, большие, маленькие, наклонные, жирные, узкие буквы и др.
- Практикуйтесь и совершенствуйте навык, в этом могут помочь короткие обучающие ролики, в которых вы поймете, как рисовать базовые элементы, узнаете про техники скетчей и полезные советы.
📚 Использование скетчноутинга в педагогической деятельности
Когда педагог ведет лекцию в традиционном формате внимание обучающихся достаточно быстро рассеивается, что снижает эффективность обучения. Но как только педагог подключит к своей лекции визуальное сопровождение в виде скетчноутинга ему удастся не только передать емко информацию, но и влюбить в предмет учеников.
Подытожим, использование скетчноутинга в образовательном процессе повышает уровень восприятия и усвоения информации, при этом не важно применяли ли вы технику со стороны педагога или со стороны обучающего. Учитывая, что изучение основ визуального конспекта потребует немного времени, но сделает процесс обучения интересней и эффективней - пробовать однозначно стоит.
🔎 Для тех, кто хочет глубже изучить в тему, рекомендуем бестселлер о скетчноутинге Майка Роуди — «Визуальные заметки».
Шатравкина Анна Валерьевна, декан факультета Педагогики и психологии Университета «Синергия»