Особенность школьной жизни в том, что жить приходится по правилам одинаковым для всех.
Этих правил много и направлены они на то, что каждый ребёнок мог продуктивно работать на уроке.
- не шуметь,
- не болтать с соседом,
- поднимать руку, когда хочешь что-то спросить.
Вообще, в школе, как и в детском саду дисциплина – залог безопасности и не стоит пренебрегать этим.
Поэтому существуют и такие правила как:
- не бегать,
- входить и выходить из класса в определённом порядке,
- стараться посещать туалет на перемене.
Есть правила связанные с охраной здоровья детей:
- сидеть прямо,
- держать учебники и тетради на определённом расстоянии,
- правильно держать ручку.
Вот если помечтать о том, что у каждого ученика свой учитель, то многие правила сразу отпадут. Но в наших реалиях, когда учитель обращается к отдельному ученику, это относится ко всем. Работа отдельного ученика на уроке всегда связана со всеми.
У правил есть и воспитывающая роль.
Выполняя правила, ученик показывает своё отношение к работе класса и к учителю. Поэтому учителю важно правильно делать замечание. Будет верно говорить:
-Не шуми, ты мешаешь заниматься другим детям.
Вместо:
-Ты не умеешь себя вести.
Это как выполнение правил в игре. Если уж взял на себя роль ученика, то будь добр, выполняй правила.
Первые недели в школе первоклассники чувствительны к правилам, стараются их выполнять и требуют этого от других. Слышали когда-нибудь:
-Мариванна, а Петя руку неправильно поднял!
Это они пытаются показать, что вот сами то они эти правила знают.
Полезны правила и тем, что развивают саморегуляцию школьника.
- Ребёнок учится управлять своим поведением.
- Овладевает нормами поведения.
- Учится соотносить своё поведение с требованиями.
Появляется новый спектр переживаний: стыдно, когда поступил плохо, беспокойство, когда не сделал, радость от похвалы, обиды и недовольства.