Индоевропейсие языки — это не только про общую лексику, но и про общий грамматический строй. Единый когда-то праиндоевропейский язык имел всё — и падежи, и перфекты, и плюсквамперфекты, и модальность и пр. и пр.
Когда он распался, породив новые самостоятельные языковые семьи и языки, то каждый язык выбрал свой путь наименьшего сопротивления.
Все языки стремятся к упрощению — это факт. Где-то отвалились падежи, где-то — сложные временные конструкции, где-то разделение по родам. Более того, этот процесс продолжается до сих пор (привет немецкому родительному падежу Genetiv, который усиленно вытесняется дательным падежом Dativ). Но суть у всех этих явлений одна, и это легко увидеть на таких древних лингвистических явления, как модальные глаголы.
Модальные глаголы выделяются тем, что означают не действие, а отношение к действию: возможность, необходимость, предположительность, долженствование, разрешение и т. д.
Предлагаю сегодня изучить их родословную и свести всё к общему знаменателю.
- англ. will/would, нем. wollen - хотеть, (нидер.) willen - хотеть, шв., норв., дат. vilja - хотеть (от прагерм. *wiljaną - хотеть);
исп. volar - летать (от лат. volāre - хотеть, желать);
польск. wolić - предпочитать, рус. волить, велеть (от праслав. *velěti - хотеть, выбирать, предпочитать).
Этот глагол не сильно изменил своё значение в большинстве языков, оставив за собой семантику пожелания. Разве что в английском это считывается уже далеко не всегда, а испанцы, видимо, очень хотели летать)) Происходит от праиноевр. *welh₁- (выбирать, желать).
Но знаете, что? Это было самое простое. А теперь приготовьтесь удивляться.
- англ. can/could, нем. können - мочь, нидер. kunnen - мочь, шв., нор., дат. kunna/e - мочь (от прагерм. *kunnaną - знать, знать как, уметь);
исп. conocer - знать (от лат. con- + gnōscō - узнавать, знать);
польск. znać - знать, рус. знать (от праслав. *znati - знать).
Да, вот такое неожиданное развитие получил праиндоевр. корень *ǵneh₃- (узнавать, знать). Более того, англ. know (знать) и нем. kennen (знать) происходят отсюда же. Очевидно, в германских языках значение развилась из "знать" в "знать, как делать = уметь".
Ещё интересно, что в русском слово "знать" в качестве существительного означает титулованных особ, как и латинское слово nobilis, происходящее всё от того же *ǵneh₃-.
- англ. may/might, нем. mögen - любить, отдавать предпочтение, "пусть", нидер. mogen - мочь, иметь разрешение, шв. må - "пусть", чувствовать себя, дат. måtte - должен (от прагерм. *maganą - иметь возможность, разрешение);
польск. moc - мочь, рус. мочь (от праслав. *mo(g)tì - мочь).
Происходит от праиндоевр. megʰ-. Основное различие между предыдущим *ǵneh₃- и *megʰ- заключается в том, что в первом случае речь идёт о собственных способностях, а во втором — о способностях, обусловленных благоприятными обстоятельствами, не зависящими от человека.
- англ. must (фактически, прошедшая форма), нем. müssen - должен, нидер. moeten - должен, шв., нор., дат. måste - должен (от прагерм. *mōtaną - иметь возможность, разрешение);
исп. modo - способ (от лат. modus - мера, предел, способ).
Происходят от праиндоевр. корня *mōd- (разрешать, делать возможным), который в славянских языках не сохранился. Однако в более поздний период в западно-славянских языках случилось заимствование из ср.-верх.-нем. muozen, которое превратилось в польск. musieć, чеш. muset, словак. musieť.
Также от родственного корня *med- произошли "медицина" и "метод".
- англ. shall/should, нем. sollen - должен, нидер. zullen - выражение буд. времени, "бы", шв. skola, норв. skulla - выражение буд. времени, дат. skulle - должен (от прагерм. *skulaną - быть должным).
К сожалению, праиндоевр. корень *skel- не сохранился в латинских языках, а в славянских языках затерялся на уровне гипотетического балто-славянского единства (*skelḗˀtei, лит. skelėti - быть должным).