Найти тему
Петербургский Дюма

О ЧАТЕ XVI ВЕКА⁠⁠

За работой над романом "Тайна трёх государей" имел дело со множеством интереснейших первоисточников. Читать — не перечитать. И тексты 450-летней давности выглядят вполне современными.

Вот, например, Иван Четвёртый "Грозный" Васильевич пишет Юхану Третьему Шведскому:

А что ты обращался к нам с лаем и дальше хочешь лаем отвечать на наше письмо, так нам, великим государям, к тебе, кроме лая, и писать ничего не стоит, да и писать лай не подобает великим государям; мы же писали к тебе не лай, а правду, а иногда потому так пространно писали, что если тебе не разъяснить, то от тебя и ответа не получишь.
А если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы, — так то твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и сноситься с тобой — бесчестие, а лай тебе писать — и того хуже, а перелаиваться с тобой — горше того не бывает на этом свете. а если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты ни напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем.

От нынешних политических срачей текст отличается разве что самоуважением автора и хорошим литературным слогом. А проблематика всё та же.