На днях уже публиковал статью про самый, пожалуй, малоизвестный концлагерь на территории не только Беларуси, но и вообще в истории всей Великой Отечественной войны - Колдычево. Напомню, что уникальным этот концлагерь был еще и тем, что практически полностью лагерная охрана состояла из коллаборационистов, граждан СССР, перешедших служить на сторону фашистов - белорусы, украинцы, литовцы. Более того, комендантами концлагеря, что вообще было редкостью, являлись тоже наши с вами соотечественники. Одним из первых комендантов был Сергей Бобко, затем Николай Калько, показания которого мы сегодня и послушаем.
"В ликвидации путем расстрела принимали участие абсолютно все, начиная от коменданта концлагеря и заканчивая обычной охраной. Каждый, в обязательном порядке, должен был хотя-бы раз присутствовать при этом. Одежду у узников при этом забирали и ее затем забирал кто-нибудь из охраны. Кто именно - это они уже сами решали. Но, чаще всего ее забирал надзиратель по фамилии Гезун, который затем менял ее на самогонку. Гезун абсолютно всегда принимал участие в мероприятиях по ликвидации узников".
Калько являлся комендантом концлагеря в Колдычево в течение нескольких месяцев. А вообще, за два года существования концлагеря - с марта 1942-го по июнь 1944-го в нем погибло более 22 тысяч человек. Причем большинство из них являлись мирными жителями, которых обвиняли в пособничестве партизанам.
"Большинство из тех, кого направляли в Колдычево, преследовались за связь с партизанами. Кормили узников очень плохо. В рационе было мясо, крупы, хлеб. Но, обед просто так не давали, его нужно было еще заслужить. А такое, как правило, многие не выдерживали. И вообще что именно давали в итоге на обед, я точно не скажу, потому как сам видел и знал только про 200 грамм хлеба".
На самом деле, тут он немного лукавит, потому как весь рацион составлял всего до 150 грамм хлеба и болтанка с перемешанной мукой. Да и как комендант концлагеря мог не знать о том, чем кормят узников? Под территорию концлагеря использовали помещения бывшей усадьбы помещика Томаша Салевича. Лагерь имел несколько помещений летнего типа, которые никоим образом не отапливались. Да и вообще внутри помещений содержалось всего около 30 процентов узников, остальные были на улице. Тем не менее, сбежать оттуда было весьма проблематично, потому как концлагерь был огорожен в несколько рядов колючей проволоки, а для охраны использовали не только дзоты, вышки и специально обученные собаки, но и даже вкопанные в землю танки.
"Помимо самого лагеря близ Колдычево, было еще организованно и гетто. Все это вместе мы и называли концлагерем. В целом, в лагере был установлен голодный режим и узники использовались для тяжелого физического труда. Медицинская помощь заключенным не оказывалась, да у нас и врача по факту не было. Наоборот, охранниками концлагеря создавались все условия как раз для того, чтобы заболевания распространялись еще больше, потому как лагерь Колдычево, в первую очередь, организовывался как ликвидационный".
"В допросах узников участвовали абсолютно все из охраны. Методов допроса было более десятка, и все они были направлены только на то, чтобы узник признался либо в связи с партизанами, либо в том, что сам является партизаном. В допросах использовались также и служебные собаки. Самым популярным методом допроса была так называемая "жабка".
Николай Калько, как и остальные из охраны бывшего концлагеря, был приговорен к высшей мере наказания. Суд над ними был открытым и проходил в 1962 году в Барановичах, это в Беларуси. Как они сами заявили в самом начале процесса, все четверо являются тоже белорусами, поэтому произошедшее - чистое стечение обстоятельств, иное им и в голову не могло придти в отношении своих земляков. Доказывали и то, что данный концлагерь был просто трудовым. Для справки, из нескольких тысяч погибших узников данного концлагеря, около 20-25 процентов составляли дети...
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.