Найти тему
Московский пенсионер.

Моя Москва (часть 10 - экскурсия в Большой театр).

Большой театр.
Большой театр.

26 марта 2019 года я посетил Большой театр с экскурсией. Попасть на неё было довольно проблематично, люди приезжали к месту задолго до начала, а количество мест в экскурсионной группе было ограничено. В итоге я и ещё одна молодая пара согласились на экскурсию с иностранцами (у них оказалось три свободных места), которая проводилась на английском языке.

Мой билет.
Мой билет.

Немного о самом театре. Его история отсчитывается с 1776 года, когда под руководством князя П.В.Урусова впервые была создана актёрская группа. В начале спектакли ставились в частном доме, затем, в 1780 году, было построено первое постоянное здание. За первые 80 лет своего существования он горел три раза. Каждый раз здание восстанавливали почти с нуля. Свой нынешний облик Большой театр приобрёл во время реконструкции в 1853-1856 годах под руководством итальянского архитектора Альберто Кавоса. который украсил постройку, по его собственному определению, в "византийско-ренессансном стиле".

-3

В XX веке история театра продолжилась. Вскоре после революции, в декабре 1919 года, театр был переименован из Императорского в Государственный академический Большой театр, а буквально несколько дней спустя произошла даже попытка упразднения театра как такового. Проводились плановые реконструкции здания в 1921-1923 годах и в начале 1941 года, однако через несколько месяцев, уже в начале войны, 28 октября 1941 года, у стены здания разорвалась бомба. театр уцелел, но были уничтожены отделка вестибюля и многие элементы фасада, в частности стоявшие в нишах фигуры муз. В 1960-1970 годах проводилась очередная реконструкция, закончившаяся в 1975 году.

-4

За время многочисленных ремонтов и перестроек Большой театр сумел почти целиком сохранить свой исторический облик как внутри. так и снаружи. Но акустике, во времена А.Кавоса считавшейся идеальной, был нанесён урон из-за бетонирования и изменения параметров оркестровой ямы, повреждения деревянных резонаторов пола и потолка. Последняя реставрация была начата 1 июля 2005 года. Здесь трудились три с половиной тысячи архитекторов, историков, реставраторов, художников, строителей, инженеров, монтажников и других специалистов.

-5

Главной целью было точно воссоздать подлинный исторический облик театра. Непременным условием была полная аутентичность использовавшихся при реставрации материалов - тканей, красок, позолоты и прочего. Все они изготавливались по старинным технологиям. Кроме того была улучшена сценическая машинерия, расширены многие технические и подсобные помещения. В ходе реставрации фасад Большого театра был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка, колоннам портика возвращён первоначальный белый цвет. Помимо главного восстановлены и боковые фасады театра, установлены чугунные настенные и торшерные фонари. в ниши главного фасада вернулись фигуры муз.

-6
Терпсихора - муза танца.
Терпсихора - муза танца.

С особыми сложностями пришлось столкнуться при реставрации квадриги Аполлона работы П.Клодта. Скульптура была покрыта специальным защитным составом, а сверху была нанесена оливково-зелёная краска, тон которой имитирует подёрнутую патиной бронзу. Статуе Аполлона была возвращена пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который Аполлон держал в руке, и статуя наконец стала выглядеть как подобает богу-покровителю искусств.

-8

Наконец, немаловажным финальным штрихом для завершения целостной картины обновлённого фасада стала замена герба на фронтоне. Находившийся там советский герб был демонтирован и заменён на имперский с двуглавым орлом по решению геральдического совета при Президенте РФ от 2006 года. именно таким видели фасад гости, съезжавшиеся на открытие театра 20 августа 1856 года.

-9
-10
-11
-12
-13

Мы с группой зашли в вестибюль, где сначала приобрели билеты. Вестибюль театра в целом сохранился в своих первоначальных пределах, более того, в кладке стен во время реставрации были обнаружены части старых построек (1780, 1825 и 1856 годов). На сегодняшний день в вестибюле сочетаются изысканные светлые оттенки бежевого, розового и бирюзового. Восстановлены все элементы декора - лепнина стен и потолка, роспись филенок стен "под мрамор". Полностью была воссоздана лестница, ведущая из вестибюля в коридор партера.

-14

Главное фойе, известное завсегдатаям театра как "Белое", занимает среднюю часть здания театра на уровне бельэтажа, над вестибюлем. К счастью, до наших времён сохранился подлинный декор XIX века (лиры, орнаменты, растительные узоры), но, скажем, алебастровые вазы на балюстраде отсутствовали; разумеется. отсутствовали и детали отделки с императорской символикой. Всё это теперь восстановлено, благодаря реставраторам.

-15

Над входами в боковые залы размещены круглые лепные медальоны с изображением лиры. Роспись стен фойе выполнена в технике "гризайль" - роспись разными оттенками одного цвета, создающими иллюзию объёмного изображения.

-16

Установлены встроенные зеркала, создающие в зале ощущение дополнительного пространства и света - это изящное решение придумал ещё А.Кавос. Ранее фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь же там повешены три большие хрустальные люстры. Также в зале установлен белый рояль.

-17
-18
-19
-20

К центральному фойе примыкает группа залов: с западной стороны - так называемый комплекс Императорских фойе, с восточной - хоровой и Экспозиционный залы. Круглый зал, или Малое Императорское фойе, в далёкие имперские времена использовался для балов и приёмов, часто проводившихся в здании театра. Зал, или ротонда, был украшен зеркалами и освещался 42-мя люстрами. Если поднять глаза, станет понятно, почему зал назван Круглым - его потолок представляет собой ротонду. Любопытная особенность этого зала - акустика. Самый тихий звук, шёпот, шорох шагов будут многократно усилены резонансом от стен и пола. Такая "акустическая раковина", вероятно, была устроена для размещения оркестра, игравшего на придворных балах.

-21
-22
Малое Императорское фойе.
Малое Императорское фойе.
-24

Большое Императорское фойе (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/6474dc0b740cf83316905521) под известным названием - Бетховенский зал (после последней реконструкции это название получил подземный концертно-репетиционный зал), предназначалось для концертов. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью цвета "раскалённого чугуна" - оттенок ставший "фирменным" для Большого театра, и дополнительно украшены шёлковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. Обветшавшая обивка была восстановлена, как и позолоченный лепной декор стен зала, в том числе вензеля Николая II, кессоны с розетками.

Большое Императорское фойе.
Большое Императорское фойе.
-26
-27
-28
-29

В Экспозиционный и Хоровой залы нас не повели, поэтому мы прошлись по коридорам театра, полы которого в XIX веке украшала венецианская мозаика из разноцветного мрамора, которая позже, в советские годы, была снята и заменена обычным паркетом. В ходе реставрации полы были восстановлены по сохранившимся фрагментам боковых коридоров и после изучения похожей мозаики в театрах Милана и Венеции.

Коридор большого театра.
Коридор большого театра.
Венецианская мозаика на полу в коридоре Большого театра.
Венецианская мозаика на полу в коридоре Большого театра.

Далее мы прошли в зрительный зал. Альберто Кавос в своих заметках писал: "Я старался украсить зрительный зал как можно более пышно, но в тоже время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанного с византийским стилем". Во время нашего туда визита шёл какой-то репетиционный процесс, поэтому нас попросили тихонько поснимать и понаблюдать, не мешая.

-32
-33
-34

А. Кавос считался одним из лучших театральных архитекторов своего времени. Построенные им залы имели великолепную акустику. По замыслу Кавоса, зал это своего рода "скрипка", в которой полы, стенные панели и потолок работают как деревянные деки инструмента , для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель - специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева. Во время ремонта в середине XX века пол был покрыт бетоном вместо деревянных панелей, что ухудшило акустику. Сейчас всё восстановлено в прежнем виде. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала.

-35

Театральный зал, конечно, не может обойтись без люстры. Люстра основного зала, трёхъярусная, высотой 8,5, а диаметром - 6,5 метров, была сначала свечной, затем масляной и газовой и, наконец, стала электрической в начале 1890-х годов. За своё долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, которые были воссозданы в результате кропотливой работы реставраторов или изготовлены заново. Зажигали люстру до электрификации, опуская её вниз с помощью механизма, а потом снова поднимали. Видимо также сейчас меняют перегоревшие лампы.

Люстра в зрительном зале.
Люстра в зрительном зале.
-37

Знаменитый плафон "Аполлон и музы" вокруг люстры был выполнен в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика А.Титова. По многим причинам плафон быстро портился и ветшал. В ходе последней реставрации его очистили, укрепили красочный слой и покрыли несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.

-38
-39

Центральная (бывшая Царская) ложа, как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей собрана в ручную из более чем 100 точённых деталей, обтянутых шёлком, сутажом и тесьмой. Мебель в ложе и аванложе обтянута красным шёлком и украшена позолотой.

-40
Царская ложа.
Царская ложа.

Как и на фасаде театра, внутри, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам, придающим помещению историческую изюминку. Над Центральной ложей (бывшей Царской) расположен государственный герб Российской Империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей "зоны" царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) находится герб Москвы.

-42

Вместе с реконструкцией театра расширялось и укреплялось его подземное пространство. Самым интересным и неожиданным решением стало сооружение здесь концертно-репетиционного зала, унаследовавшего имя Бетховенского. Зал располагается под вестибюлем театра. Они рассчитан на 330 зрителей, его площадь составляет 326 кв.м, а площадь самой сцены - 44 кв.м.

Бетховенский зал.
Бетховенский зал.
-44

Вот и всё, что мы успели посмотреть во время экскурсии по Большому театру. Хоть знание английского у меня средненькое, но в общем-то многое было понятно. Кроме разных залов фойе, партера и Бетховенского зала мы посидели в ложах, недалеко от Царской и отсюда наблюдали за творческим процессом на сцене и обозревали великолепное убранство зрительного зала (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/6474da425700e538abdd4a8f).

-45
-46
Наша экскурсионная группа.
Наша экскурсионная группа.
-48
-49
-50
-51

Большой театр является нашим национальным достоянием и его можно по праву назвать культурным символом России и Москвы. В заключение ещё несколько моих фотографий.

-52
-53
-54
-55
Оркестровая яма.
Оркестровая яма.
-57
-58
-59
-60
-61

Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.