Проект «Круг мнений». Круглый стол: «Санкции в отношении России и экономики стран Центральной Азии»
Пост-релиз
При информационной поддержке интернет-издания «РИДУС» в Казахстане (г. Алматы) состоялся Круглый стол, посвященный теме санкционного давления стран Запада на экономических партнеров и союзников России. Эксперты, экономисты, политологи и журналисты обсудили сложившуюся ситуацию, — когда, с одной стороны, торгово-экономические показатели стран ЦА за прошедший год свидетельствуют о явной выгоде для региона от сложившейся ситуации, а с другой стороны, растет число визитов западных эмиссаров, которые одновременно, обещают «золотые горы» и вводят вторичные санкции за торговлю и сотрудничество с Россией.
💬 «Пример холодной войны показывает, что страны, выступающие в качестве моста между противостоящими блоками, получают наибольшую выгоду. Такими странами, например, были Югославия и Швейцария. И Казахстан сегодня может быть таким мостом между противостоящими странами. Мы также говорим об экономической перспективе. Казахстан и другие страны ЦА, находясь между Китаем, Россией и Западом, на территории Великого шелкового пути, могут сыграть важную роль в развитии этого пути».
(Ральф Томас Нимайер, журналист, политик, автор тг-канала «R. T. Niemeyer», Германия)
💬 «Восточную Европу приняли в клуб западных стран потому, что это лимитрофы, и они нужны Западу в качестве санитарного кордона в отношении России. Мне не очень нравится выражение "поворот России на Восток". На самом деле это необходимо трактовать иначе. Это просто правильное осознание России своей идентичности. Россия всегда была страной евразийской.
Визит 7 президентов стран СНГ в Москву в праздник 9-го мая, это не просто дань памяти и почестей ветеранам войны, но еще и важный фактор связи постсоветских странах. Есть не только общее прошлое и настоящее, но предполагает общее будущее. И полноценное возвращение в это пространство таких стран как Грузия и Молдова уже совершенно не выглядит как геополитическая фантазия».
(Равшан Назаров, независимый политолог, Узбекистан)
💬 «Вторичные санкции против стран ЦА — это всерьез и надолго. Страны ЦА будут неизбежно включено в санкционное и контрсанкционное противостояние. Особенно, если учитывать, что ситуация на китайском направлении у Запада ухудшается. А это значит, что и антикитайские санкции будут неизбежно вводиться и они будут затрагивать и страны ЦА. Отметим тот факт, Россия и Китай являются крупнейшими торгово-экономическими партнерами Узбекистана, — свыше 20% внешней торговли приходится на Россию, и почти столько же на Китай. Нас загоняют в санкционную ловушку. И здесь необходимо трезво понимать, какие последствия могут наступить если власти стран ЦА под угрозой внешнего давления начнут сокращать экономические взаимоотношения со своими соседями. Это будут очень серьезные проблемы, для наших экономик и наших стран».
(Бахтиер Эргашев, политолог, руководитель Центра исследовательских инициатив “Ма’но”, Узбекистан)
💬 «Тема санкций навевает определенные философские размышления. По Хантингтону сейчас происходит апогей конфликта цивилизаций. Мы должны привыкнуть к тому, что мы разделились на Запад и Восток. И в будущем мы будем жить в этой парадигме. Драматизировать эти процессы не нужно. Центральноазиатские республики относятся к восточной культуре и восточному миропониманию. И в будущем это будет еще резче проступать. Вскоре состоится саммит “5+1” в Китае, и мир будет все больше разделяться на две большие цивилизации».
(Бакыт Бакетаев, политолог, Кыргызстан)
💬 «Когда компанию, которая имеет счет на Западе, отключают от SWIFT, вот тогда начинаются проблемы. И именно эта часть санкций наносит сейчас ущерб и России, и Центральной Азии. Но, это тоже хорошо, так как, с другой стороны, формируются альтернативные SWIFT платформы. И эти альтернативы надо развивать на уровне Евразийского союза. Тогда компании смогут спокойно работать и санкции им будут не страшны. Поэтому такие объединения, как Евразийский союз, ШОС, БРИКС, “Новый Шелковый путь”, очень важны. Именно они позволят нам всем избавиться от рабства США».
(Горан Сумкоски, эксперт, консультант по международному развитию, Македония)
💬 «Традиционно считалось что Китай и Россия делят влияние в регионе ЦА. Китай обладает большим влиянием в экономической сфере, в то время как Россия преобладает в военной сфере. Но сейчас эта граница постепенно размывается. Китай начинает постепенно работать в сфере безопасности, обеспечивая сохранность собственных дорогостоящих инвестиций в регионе. И это дало повод для многочисленных публикаций на Западе о том, что Китай вытесняет Россию из региона. И Центральная Азия станет тем самым отправным пунктом, с которого начнется разрушение хороших отношений Москвой и Пекином. Но в то же время эти эксперты не уследили и другую тенденцию, что Россия стала больше экономически присутствовать в регионе. В настоящее время характер российско-китайских взаимодействий исключает конфликт в регионе ЦА».
(Марина Дмитриева, политолог, Россия)
💬 «Впервые санкции как мы знаем были применены демократическими Афинами в отношении других греческих полисов. И что интересно, причины совпадают с причинами тех санкций, которые сегодня страны Запада применили в отношении России. Санкции в отношении России, как мы видим, это не только уничтожение ее экономики с целью вызвать социальный коллапс, но это и также цель затормозить развитие крупных региональных интеграционных объединений — евразийского проекта и китайской инициативы "Один пояс — один путь". Понятно, что речь также речь идет о борьбе за рынки сбыта, как это было и в Древней Греции. Эта конкуренция также имела и политический уровень. Демократические Афины противостояли олигархической Спарте. Сейчас мы наблюдаем тоже самое.
(Елена Гарбузарова, политолог, доцент кафедры политологии Кыргызско-Российского Славянского университета, Кыргызстан)
💬 «Штандарт президента Турции включает 16 звезд, к каждой из которых направлены 16 лучей солнца, расположенное посредине Государственного символа. Звезды вокруг солнца символизирует 16 Великих Тюркских Империй, часть которых располагалась в том числе на территории Центральной Азии. Эрдоган продолжает традицию преемственности и общей судьбы тюркских народов. Если победит Кылычдароглу, то вектор изменится. Сотрудничество с тюркскими странами конечно сохранится, но основной акцент будет сделан на сотрудничество со странами Запада. Основная повестка оппозиции Турции — вестернизация».
(Елена Юрьева, тюрколог, Россия)
💬 «В Казахстане сильная банковская система, она завязана на международной банковской системе, на SWIFT, и понятно, что санкции грозят нам коллапсом экономики. Но при этом не стоит забывать, что от России мы тоже сильно зависим. У нас 7,5 тысячи километров общей границы, при этом 30 процентов населения живут как раз вдоль этой границы, а 40 процентов индустрии, которая кое-как сохранилась с советских времен, тоже расположены на севере Казахстана. Нынешний геополитический кризис обнажил много проблем в Казахстане. И если Россия как-то борется за свой международный статус, то Казахстан просто сидит в той нише, на которую ему указали внешние факторы (и это не Китай и не Россия), и никаких амбиций больше не демонстрирует. Это прекрасно видно по сокращению количества различных международных мероприятий, которые проводятся в нашей стране».
(Ригина Сысоева, экономист, Казахстан)
💬 «Наше правительство постоянно находится на связи с Вашингтоном и старается не допускать никаких рисков. На сегодняшний день ни одна казахстанская компания не подвергнута вторичным санкциям. В опасениях, высказанных со стороны представителя министерства экономики США Мэттью Аксельрода речь шла не о завозах бытовых предметов, а о компьютерных чипах и элементах, интегрирующих электронные системы, которые могут использоваться в военных целях. Эти же опасения были высказаны во время заседания парламента со стороны Азата Перуашева, лидера фракции “Ак Жол”, который заявил о том, то в 22 раза выросли объемы экспорта электроники из Казахстана в Россию».
(Мажитов Саттар, доктор исторических наук, профессор, Казахстан)
💬 «С каждым днем все ближе час, когда необходимо определяться. В казахстанском сообществе существует мнение, что к этому выбору нас склоняет Россия. Но красноречивый фактор, это приезд американских чиновников, которые дали ясный сигнал о том, что вы должны быть на нашей стороне, потому что это нужно нам, а не вам. Наши власти приперли к стенке. С одной стороны, правительство склоняется к западной точке зрения, но реальность говорит о том, что основные торговые партнеры Казахстана — Россия и Китай. Весь средний бизнес завязан на торговле с Россией и Китаем, и он пострадает больше всего. От западных же санкций может пострадать элита, чьи недвижимость и счета находятся в европейских городах».
(Айдар Ермеков, журналист, Казахстан)
💬 «Кыргызстан имеет возможность заменить практически любые товары из ЕС товарами из Китая, Турции или Ирана. Поэтому серьезных санкций в ближайшее время не стоит ожидать. Скорее всего это будут точечные меры, направленные на определенные виды товаров и компании. Кыргызстан по многим экономическим вопросам сотрудничает со своими соседями и вбивать клин в партнерство с Россией и Китаем скорее всего Бишкек не будет».
(Арсен Усенов, политолог, Кыргызстан)
💬 «Никто не вспомнил о Великобритании, а между прочим основа конфликта за ЦА — как раз та самая "Большая игра", и это всегда была игра между Москвой и Лондоном. После “Брексита” Британия находится на четком взлете и нужно иметь в виду, что она является одним из значимых игроков. Россия и Британия находятся в зоне роста после точки неустойчивости, США и Китай находятся в зоне падения, и тоже после точки неустойчивости.
С точки зрения формальной модели это означает, что для всех сторон крайне дороги принимаемые решения. Сделанные ошибки являются крайне сложными для исправления, или даже неисправимы вообще. Цена ошибки чрезвычайно велика. Ни для России, ни для Великобритании компромиссное решение невозможно. Поэтому конфликт на Украине будет доводиться до предельного состояния».
(Сергей Переслегин, историк, геополитик)
💬 «Наш бизнес достаточно гибкий. И я уже вижу примеры, когда долларовые сделки достаточно безболезненно заменяются евровыми. Потому что санкции не синхронные. И также неплохо это работает через юани. Так что паники я не вижу. Есть риски, есть агенты влияния, которые постоянно эту тему будируют. Поэтому, если проявлять сплоченность, показывать, что работает структура „пять стран Центральной Азии плюс два геополитических актора в лице России и Китая“, то думаю, что США будут действовать с оглядкой. При этом я сомневаюсь, что они будут предпринимать какие-то активные беспрецедентные меры давления. Не стоит забывать, что Центральная Азия — это логистический кошмар для США и Евросоюза. Они это прочувствовали во время афганской кампании. Поэтому устроить тут второй фронт, я думаю, они не смогут. Прежде всего из-за проблем с логистикой. Они прекрасно понимают, что времена изменились. Нельзя сравнивать то, что было 20 лет назад, и то, что происходит сейчас. Так что бояться этих вторичных санкций, думаю, не стоит».
(Кубатбек Рахимов, экономист, экс-советник премьер-министра Кыргызстана)
Полная публикация в тг-канале "Круг мнений"