Найти тему
Бегущий по кинолезвию

«Падение» (завершение сериала BBC о нацистах)

Исторические фильмы BBC – не документальное и не художественное кино. Здесь особый жанр, что хорошо видно на примере трёхсерийного сериала о нацистах (причём, каждая серия сама состоит из нескольких частей и длится около двух с половиной часов).

В фильмах играют актёры. Всё так, будто это художественное произведение. Съёмки превосходны. Но актёры двигаются так, как говорят «режиссёры» - выдающиеся историки, которые ведут рассказ.

Причем, слово дают не только историкам, словно подчёркивая, что не только профессионалы имеют основательное право толковать историю. Здесь же и общественные деятели. Но основу дают всё же профессиональные историки.

Год назад BBC выпустило первую серию – «Нацисты: Как политические маргиналы стали правящей партией». На Ютуб она собрала 4 млн. просмотров.

00:00 Часть первая: Политика

52:01 Часть вторая: Первые полгода у власти

1:43:52 Часть третья: Ночь длинных ножей

Спустя два месяца вышла вторая серия – «Нацисты. Барбаросса. Сталинград. Покушение на Гитлера» (5 млн. просмотров).

00:00 Серия 1. Барбаросса

52:49 Серия 2. Сталинград

01:45:47 Серия 3. Сопротивление в тылу

И вот, несколько дней назад – долгожданная для всех любителей истории и наблюдающих за происходящим в современной России, третья серия – «Нацисты. Падение. Предатели. Бункер» (0.5 млн. просмотров).

00:00 Серия 1. Кто его предаст?

49:17 Серия 2. День рождения Гитлера

1:41:27 Серия 3. В бездну

В третьей серии авторы видят своей задачей понять психологию главных действующих лиц нацистской иерархии. Внимательный просмотр этого фильма (мы посмотрели его дважды) производит тяжёлое впечатление.

Смотришь и понимаешь особенность выражения «история учит». Она не даёт «лекал», но подталкивает мысль, словно говорит: «Посмотри на происходящее вот с этой стороны». Заслуга фильма BBC в создании целостной психологической атмосферы декабря 1944-го – мая 1945.

Здесь есть безумный диктатор, не желающий считаться с реальностью. Есть преданные ему соратники, отодвинутые в сторону потому, что считают войну проигранной. Здесь же и те, кому нечего терять, а также другие – кто обманывает себя, ищет призрачные будущие варианты. Другие выстраивают стратегию личного спасения, понимая, что с режимом Гитлера скоро будет покончено. Но есть и те, кто вместе с фюрером погружается в мистические воды поиска знаков спасения (смерть Рузвельта), ищет исторические аналогии (Фридрих II). Тут же и авантюризм (контрнаступление в Арденнах). И над всем царит безжалостность к человеческим жизням. Их там даже не предполагается.

Параллельно мы видим и почти физически чувствуем ускорение распада иерархии и бытовых форм жизни в бункере.

Между прочим, в «Нацисты. Падение. Предатели. Бункер» замечательно показано, что на правящего маньяка не действуют никакие аргументы даже тех, кому он доверял. Он их признавал (Шпеер) ровно до тех пор, пока они ему поддакивали и давали нужные цифры военного производства (фальсифицируя их для его удобства). Как только Гитлеру стали противоречить, немедленно последовало охлаждение без малейшего влияния возражавших на ход войны.

Немецкий историк Хайке Гёртемакер (автор биографии Евы Браун) справедливо говорит в фильме, что Шпеер, противореча Гитлеру, сознательно выстраивал линию спасения перед лицом союзников. Но ведь он, выходит дело, отлично знал, что его предложения будут Гитлером отвергнуты. Играл, пусть и в опасную (хотя не слишком), но предсказуемую игру.

Посмотрите этот фильм. Он вооружит вас инструментами для понимания современности.

На фото: Берлин в июле 1945 года
На фото: Берлин в июле 1945 года