Найти тему
БИТ:ERP

Планирование дополнительных расходов в заказе поставщику

Оглавление

На одном из предприятий столкнулись с интересным способом планирования и учета дополнительных расходов на товары. Дело в том, что при согласовании заказа поставщику требуется учесть не только стоимость товара, но и расходы на транспортировку, таможню и прочие услуги. Причем данные услуги оказываются различными поставщиками услуг. То есть, еще на этапе внутреннего согласования заказа требуется учесть все связанные дополнительные расходы.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал https://t.me/bit_erp там вы найдете актуальные новости, анонсы, опыт и истории от команды БИТ:ERP.
Процесс планирования дополнительных расходов
Процесс планирования дополнительных расходов

Другой особенностью является то, что накладные на товар и на услуги проходят после фактического поступления товара зачастую в следующих периодах. Таким образом, накладные от поставщиков товаров и услуг могут прийти тогда, когда товар уже потреблен в производстве и месяц закрыт. При этом потребление должно произойти по себестоимости товара с учетом дополнительных расходов.

В качестве примера можно привести транспортные и таможенные расходы, входной контроль и прочие услуги, которые выставляются с определенной периодичностью без привязки к фактическому поступлению товара на склад.

В типовой конфигурации 1С:ERP в заказе поставщику нельзя запланировать прочие услуги, оказываемые различными поставщиками. Так же там не предусмотрено отдельное поступление услуг, без накладных, аналогично неотфактурованной поставки для услуг.

Цели процесса:

  • запланировать дополнительные расходы
  • учесть дополнительные расходы в стоимости товара при его поступлении на склад.

Политика учета партий: ФИФО.

Пользовательские истории

Процесс описывается следующими пользовательскими историями:

  • Менеджер по закупкам задает стоимость расходов на транспорт, таможню и прочих расходов в заказе поставщику, чтобы скалькулировать итоговую стоимость товара.
  • Кладовщик оформляет приемку товара, чтобы отразить приход от поставщика (cистема автоматически начисляет дополнительные расходы при приемке товара, чтобы включить дополнительные расходы в стоимость товара).
  • Оператор оформляет накладные на товар и дополнительные расходы.

Реализация пользовательских историй

Менеджер по закупкам задает стоимость расходов на транспорт, таможню и прочих расходов в заказе поставщику, чтобы скалькулировать итоговую стоимость товара

В заказе поставщику была добавлена возможность планировать дополнительные услуги в новой табличной части. Пользователь может для каждой строки товара задать фиксированную сумму услуг, цену услуги за единицу товара или процент от стоимости товара.

Отдельная таблица для расчета дополнительных расходов
Отдельная таблица для расчета дополнительных расходов

В качестве основной операции используется неотфактуровнная поставка, так как накладные на товар приходят позже и товар сразу после поступления должен учитываться по плановой стоимости.

Кладовщик оформляет приемку товара, чтобы отразить приход от поставщика

С точки зрения кладовщика это типовой функционал. Однако, при проведении приходного ордера в финальном статусе система автоматически формирует следующие документы:

  • Поступление товаров на склад,
  • Регистрацию расходов на дополнительные услуги.

Поступление товаров на склад требуется для отражения прихода товара по финансовому учету неотфактурованной поставке. Документ создается автоматически, поскольку в заказе есть вся информация для его формирования.

С помощью Регистрации расходов учитываются все дополнительные расходы на статьях расходов (для каждой услуги своя статья). Сумма расхода рассчитывается на основании заказа поставщика и количества поступивших товаров. При этом:

  • расходы регистрируются в корреспонденции со статьей активов (пассивов). При последующем поступлении накладной на услугу расход не возникает, так как в приобретении указывается не статья расходов, а активов (пассивов).
  • в аналитике статьи расхода сохраняется документ поступления товара (партия). Это нужно для того, что бы распределить этот расход именно на эту партию товара.
Регистрация расхода и поступление товара на склад создается автоматически при проведении приходного ордера
Регистрация расхода и поступление товара на склад создается автоматически при проведении приходного ордера

В результате расчета себестоимости стоимость товара будет рассчитана исходя из стоимости самого товара и всех связанных дополнительных услуг.

Оператор оформляет накладные на товар и дополнительные расходы

В части отражения приобретения товаров и услуг на сами товары используется типовой функционал, а в части отражения накладных на дополнительные услуги сделана доработка: вместо расходов сумма отражается по статье активов (пассивов).

Инвойс на дополнительные расходы связан с заказом на товары, хотя поставщик услуги другой. В табличной части сумма расхода относится на статью активов (пассивов), а не расходов.
Инвойс на дополнительные расходы связан с заказом на товары, хотя поставщик услуги другой. В табличной части сумма расхода относится на статью активов (пассивов), а не расходов.

Оставшиеся суммы на статьях активов (пассивов) показывают разницы, между дополнительными расходами учтенными в себестоимости товара и реально выставленными поставщиками услуг. Эти разницы могут быть проанализированы с помощью отчета. Для списания разниц предусмотрен специальный документ. Данный документ сторнирует либо регистрирует расходы, в зависимости от разницы.

Документ GR/IR write off для списания разниц
Документ GR/IR write off для списания разниц

Заключение

На рассматриваемом предприятии принцип GR-IR (Good receipt - Invoice receipt) распространяется не только на товары, но и на все услуги: в момент фактического оказания услуги регистрируются расходы, а оформление накладных (инвойсов) выполняется в корреспонденции с активами (пассивами), а не расходами.

Описанная схема применяется и для поступления продукции от переработчика: сумма услуги переработчика принимается к учету в момент поступления товара от переработчика, а инвойсируется отчетом переработчика.

Начиная с версии 2.5.12.48 (28.04.2023) в 1C:ERP добавлена поддержка неотфактурованных поставок услуг. Это позволит с меньшими доработками реализовать описанный сценарий.

Возможно, в будущем в типовой конфигурации 1С:ERP так же появится реализация других кейсов, которые мы реализовали в этом проекте:

  • Корректный расчет себестоимости вне зависимости от схемы поступления товаров. У нас бывают случаи, когда по одному и тому же заказу на конец одного месяца оформлено больше инвойсов, а на конец другого месяца - больше поступлений товаров. В таких случаях мы не можем переложить ответственность на пользователя и сказать, что он не угадал с операцией, когда создавал договор 😀.
  • Поддержка возврата товаров поставщику без оформления накладных. Например, когда по заказу поставщика пришел товар и его решили вернуть. Чтобы оформить расходный ордер, требуется возврат, для которого, в свою очередь, требуется приобретение....., хотя в реальности этих документов нет, - есть только заказ, приходный ордер и расходный ордер.
  • Заявка на закупку.

Материал подготовил:
Алексей Тачеев, Product Owner, БИТ:ERP.

Поддержите нас лайками, если материал статьи оказался полезным для вас. Оставляйте комментарии, нам интересно узнать насколько удачен формат подачи материала и, какие еще темы были бы вам полезны.