На одном из предприятий столкнулись с интересным способом планирования и учета дополнительных расходов на товары. Дело в том, что при согласовании заказа поставщику требуется учесть не только стоимость товара, но и расходы на транспортировку, таможню и прочие услуги. Причем данные услуги оказываются различными поставщиками услуг. То есть, еще на этапе внутреннего согласования заказа требуется учесть все связанные дополнительные расходы.
Подписывайтесь на наш телеграмм канал https://t.me/bit_erp там вы найдете актуальные новости, анонсы, опыт и истории от команды БИТ:ERP.
Другой особенностью является то, что накладные на товар и на услуги проходят после фактического поступления товара зачастую в следующих периодах. Таким образом, накладные от поставщиков товаров и услуг могут прийти тогда, когда товар уже потреблен в производстве и месяц закрыт. При этом потребление должно произойти по себестоимости товара с учетом дополнительных расходов.
В качестве примера можно привести транспортные и таможенные расходы, входной контроль и прочие услуги, которые выставляются с определенной периодичностью без привязки к фактическому поступлению товара на склад.
В типовой конфигурации 1С:ERP в заказе поставщику нельзя запланировать прочие услуги, оказываемые различными поставщиками. Так же там не предусмотрено отдельное поступление услуг, без накладных, аналогично неотфактурованной поставки для услуг.
Цели процесса:
- запланировать дополнительные расходы
- учесть дополнительные расходы в стоимости товара при его поступлении на склад.
Политика учета партий: ФИФО.
Пользовательские истории
Процесс описывается следующими пользовательскими историями:
- Менеджер по закупкам задает стоимость расходов на транспорт, таможню и прочих расходов в заказе поставщику, чтобы скалькулировать итоговую стоимость товара.
- Кладовщик оформляет приемку товара, чтобы отразить приход от поставщика (cистема автоматически начисляет дополнительные расходы при приемке товара, чтобы включить дополнительные расходы в стоимость товара).
- Оператор оформляет накладные на товар и дополнительные расходы.
Реализация пользовательских историй
Менеджер по закупкам задает стоимость расходов на транспорт, таможню и прочих расходов в заказе поставщику, чтобы скалькулировать итоговую стоимость товара
В заказе поставщику была добавлена возможность планировать дополнительные услуги в новой табличной части. Пользователь может для каждой строки товара задать фиксированную сумму услуг, цену услуги за единицу товара или процент от стоимости товара.
В качестве основной операции используется неотфактуровнная поставка, так как накладные на товар приходят позже и товар сразу после поступления должен учитываться по плановой стоимости.
Кладовщик оформляет приемку товара, чтобы отразить приход от поставщика
С точки зрения кладовщика это типовой функционал. Однако, при проведении приходного ордера в финальном статусе система автоматически формирует следующие документы:
- Поступление товаров на склад,
- Регистрацию расходов на дополнительные услуги.
Поступление товаров на склад требуется для отражения прихода товара по финансовому учету неотфактурованной поставке. Документ создается автоматически, поскольку в заказе есть вся информация для его формирования.
С помощью Регистрации расходов учитываются все дополнительные расходы на статьях расходов (для каждой услуги своя статья). Сумма расхода рассчитывается на основании заказа поставщика и количества поступивших товаров. При этом:
- расходы регистрируются в корреспонденции со статьей активов (пассивов). При последующем поступлении накладной на услугу расход не возникает, так как в приобретении указывается не статья расходов, а активов (пассивов).
- в аналитике статьи расхода сохраняется документ поступления товара (партия). Это нужно для того, что бы распределить этот расход именно на эту партию товара.
В результате расчета себестоимости стоимость товара будет рассчитана исходя из стоимости самого товара и всех связанных дополнительных услуг.
Оператор оформляет накладные на товар и дополнительные расходы
В части отражения приобретения товаров и услуг на сами товары используется типовой функционал, а в части отражения накладных на дополнительные услуги сделана доработка: вместо расходов сумма отражается по статье активов (пассивов).
Оставшиеся суммы на статьях активов (пассивов) показывают разницы, между дополнительными расходами учтенными в себестоимости товара и реально выставленными поставщиками услуг. Эти разницы могут быть проанализированы с помощью отчета. Для списания разниц предусмотрен специальный документ. Данный документ сторнирует либо регистрирует расходы, в зависимости от разницы.
Заключение
На рассматриваемом предприятии принцип GR-IR (Good receipt - Invoice receipt) распространяется не только на товары, но и на все услуги: в момент фактического оказания услуги регистрируются расходы, а оформление накладных (инвойсов) выполняется в корреспонденции с активами (пассивами), а не расходами.
Описанная схема применяется и для поступления продукции от переработчика: сумма услуги переработчика принимается к учету в момент поступления товара от переработчика, а инвойсируется отчетом переработчика.
Начиная с версии 2.5.12.48 (28.04.2023) в 1C:ERP добавлена поддержка неотфактурованных поставок услуг. Это позволит с меньшими доработками реализовать описанный сценарий.
Возможно, в будущем в типовой конфигурации 1С:ERP так же появится реализация других кейсов, которые мы реализовали в этом проекте:
- Корректный расчет себестоимости вне зависимости от схемы поступления товаров. У нас бывают случаи, когда по одному и тому же заказу на конец одного месяца оформлено больше инвойсов, а на конец другого месяца - больше поступлений товаров. В таких случаях мы не можем переложить ответственность на пользователя и сказать, что он не угадал с операцией, когда создавал договор 😀.
- Поддержка возврата товаров поставщику без оформления накладных. Например, когда по заказу поставщика пришел товар и его решили вернуть. Чтобы оформить расходный ордер, требуется возврат, для которого, в свою очередь, требуется приобретение....., хотя в реальности этих документов нет, - есть только заказ, приходный ордер и расходный ордер.
- Заявка на закупку.
Материал подготовил:
Алексей Тачеев, Product Owner, БИТ:ERP.
Поддержите нас лайками, если материал статьи оказался полезным для вас. Оставляйте комментарии, нам интересно узнать насколько удачен формат подачи материала и, какие еще темы были бы вам полезны.