Найти в Дзене

Техника трёх вопросов от промывания мозгов

Оглавление

Раньше навык анализировать и принимать самостоятельные решения выражался фразой «думай своей головой», сегодня же это называют критическим мышлением.

Если научить ребёнка  мыслить критически, можно быть спокойным за то, что он не попадёт в плохую компанию, выберет хорошую профессию, не совершит в жизни роковых ошибок.

В этой статье мы рассмотрим технику, которая поможет развить критическое мышление и не попадать под влияние манипуляторов.

Критическое мышление — это умение работать с информацией

А именно, подвергать её анализу или критике.

Современный мир устроен так, что большая часть информации предоставляется людям не для того, чтобы они что-то узнали. С помощью информации формируют мнение, сподвигают к решениям и поступкам.

-2

Не развив критического мышления, даже взрослый человек подвержен воздействиям и манипуляциям, не говоря о детях и подростках. Именно поэтому, чем раньше вы научите ребёнка мыслить критически, тем меньше вероятности, что кто-то будет управлять его умом.

Техника трёх вопросов, чтобы делать собственные выводы

Она работает, как фильтр, через который нужно пропускать любую информацию. На выходе вы получите простые факты и сами примете решение, что с ними делать.

Вопрос 1: Чтобы что?

Итак, вы сталкиваетесь с информацией, которая взывает к вашим чувствам, вызывает дискомфорт. Спикер играет на самых тонких струнах вашей души.

Например, вы услышали рекламу о том, как страшны продукты с ГМО, и уже чувствуете, что у вас вырастают плавник или третья нога. Прежде чем бежать за продуктами с успокоительной подписью без ГМО, остановитесь и задумайтесь:

  • ЗАЧЕМ ВАМ СЕЙЧАС ЭТО ГОВОРЯТ?
  • На какие ваши действия рассчитывает спикер?
  • Иными словами, мне это доносят, чтобы что?

Это первый и главный фильтр, который оставит за бортом вашей жизни всю шелуху.

-3

Ребёнок не попадёт в плохую компанию, откажется от предложенного алкоголя и сигареты, потому что будет знать — им манипулируют.

Вопрос 2: Это мнение или факт?

Часто люди и средства массовой информации выдают своё мнение за факты. Как правило, мнение скрывается там, где нет точных данных, дат, цифр. Оно приправляется словами, которые всё обобщают, при этом мнение производит устойчивое впечатление правды.

Например. В наше время жилось лучше. Молодежь была не то, что сейчас.

Когда данные, цифры и факты прикрываются одеялом из таких слов, как

  • «очень много»,
  • «большинство»,
  • «лучше»,
  • «хуже»,

которые не несут ничего, кроме субъективной оценки, спикер хочет, чтобы вы откликнулись эмоционально и примкнули к его точке зрения.

Когда вам говорят «очень много» — не постесняйтесь спросить, сколько это. Когда говорят «очень хорошо» или «очень плохо» — уточните, в чём это выражается. В ответ вы услышите субъективное мнение, которое можно разделить или нет.

Научите ребёнка отличать чужое мнение от фактов, и тогда он научится формировать своё.

Вопрос 3: Это действительно важно для меня?

-4

Это создаёт сильное нервное напряжение. Человек начинает решать проблему прямо сейчас, но из-за волнения решает её гораздо хуже, чем мог бы сделать в спокойном состоянии.

В жизни детей особенно видно, как избыточную важность создают вокруг контрольных, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

Детей настолько накручивают, что от волнения во время экзаменов они теряют сознание, и даже есть случаи летальных исходов.

Но если посмотреть правде в глаза, так ли важна эта контрольная или ВПР? Дети на семейном образовании вообще не знают, что это за аббревиатура. Что будет, если он его не сдаст?  Пересдаст. И всё. Та же история с ОГЭ и ЕГЭ.

Найти своё место в жизни гораздо важнее, чем сдать ВПР, только почему-то вокруг этой темы никто не нагнетает излишней важности. Возможно, это связано с тем, что в этом отношении никому не нужно сдавать документацию и вести статистику.

Как правило, излишняя важность вокруг чего-то создаётся тогда, когда исход дела важен не вам.

-5

Если вы научите ребёнка задаваться вопросом «Это действительно важно для меня?», он сможет в первую очередь заниматься тем, что нужно ему, и не будет обслуживать чужие интересы.

Уважаемые читатели, напишите, как вы помогаете своим детям вырабатывать критическое мышление, и считаете ли эту проблему важной сегодня?

Автор:
Лаура Романовская, психотерапевт, мама сына на СО

Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации об образовании.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Центр семейного образования “Хочу Учиться”