Найти тему

Автобус-пионер СССР: Почему он завоевал сердца миллионов?

В конце сороковых годов в Советском Союзе остро встал вопрос организации работы пассажирского транспорта. Страна восстанавливалась, население городов увеличивалось, возвращались из эвакуации заводы, и нужны были новые автобусы, чтобы налаживать первые городские и пригородные маршруты. На какие-либо отдельные проектные решения времени не хватало. Поэтому решили пойти самым быстрым путём и переделать под пассажиров один из уже производившихся грузовиков.

ГЗА-651
ГЗА-651

Кроме фактора времени в пользу такого решения имелись и другие соображения. Автобус должен был показывать такую же высокую проходимость, как и грузовик, ведь послевоенные дороги находились в плохом состоянии. И ещё он должен был надёжно работать на имевшемся в наличии топливе, то есть самого разного качества, зачастую очень высокого.

Как базовую модель для переделки выбрали грузовик ГАЗ-51 Горьковского автозавода, от которого взяли шасси. На это грузовое шасси, поставили деревянный корпус для пассажиров. Дерево тогда стало самым экономичным решением, ведь металл был дорог и дефицитен. Общую компоновку сделали капотной.

Водительское место в автобусе ГЗА-651
Водительское место в автобусе ГЗА-651

В итоге получился пассажирский автобус ГЗА-651. Его в период с 1949 по 1951 год собирали в Горьком. А в 1952 году перенесли производство в городок Павлова, где для этого построили специальный завод. Там автобус переименовали в ПАЗ-651 и с различными модификациями выпускали вплоть до 1961 года.

Сборка автобусов ГЗА-651 в городе Павлов
Сборка автобусов ГЗА-651 в городе Павлов

На ГЗА-651 стоял шестицилиндровый двигатель грузового ГАЗ-51, с тремя целыми пятью десятыми литрами объёма и семьюдесятью лошадиными силами. От грузовика была и механическая четырёхступенчатая трансмиссия. Автобус по расчётам вмещал 23 пассажира, в том числе 19 сидячими местами, но в часы пик на маршрутах он мог перевозить до 45 человек. Людям понравился этот автобус: водители ценили за надежность, а пассажиры за доступный комфорт и мягкость хода. В дальнейшем ГЗА-651 стал родоначальником всех "пазиков", которые сегодня исправно работают на маршрутах.

Читайте также:

Как жители СССР могли позволить себе автомобиль, учитывая его высокую стоимость
Автолегенды СССР: история и технологии9 мая 2023
Какие вещи были в комплектации автомобилей СССР и России 90-ых
Автолегенды СССР: история и технологии8 мая 2023
ВАЗ-2106: легенда советского автопрома
Автолегенды СССР: история и технологии7 мая 2023
За рулем Советской власти: любимый автомобиль Брежнева
Автолегенды СССР: история и технологии11 мая 2023
Непревзойденный ЗИЛ-130: почему он остается неподвластным времени?
Автолегенды СССР: история и технологии13 мая 2023