Найти в Дзене
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Мозг детей реагирует на шлепки так же как и на тяжелые формы физического насилия

Многие взрослые до сих пор считают шлепки самым легким из телесных наказаний и эффективной тактикой воспитания. Но исследование Гарвардского университета доказывает, что на нервную систему и легкие шлепки, и тяжелые физические наказания действуют одинаково. Одинаково плохо.

Данное исследование основано на результатах, в которых отмечалась повышенная активность в определенных областях мозга детей, подвергшихся жестокому обращению. Эти результаты были получены ранее, в предыдущих исследованиях, и ученые решили сравнить с активностью мозга детей, к которым применялись лишь легкие шлепки, и к которым родители не применяли никакого физического давления.

Дети, которых шлепали, продемонстрировали более сильную нейронную реакцию во многих областях префронтальной коры, в том числе в тех областях, которые отвечают за реагирование на сигналы окружающей среды, которые, как правило, имеют последствия, такие как угроза, и могут влиять на принятие решений и обработку различных ситуаций.

«Мы знаем, что у детей, к которым применяются телесные наказания, чаще развиваются тревожность, депрессия, проблемы с поведением и другие проблемы с психическим здоровьем, но многие люди не думают о шлепках как о форме насилия», — говорится в пресс-релизе исследовательской группы. «В этом исследовании мы хотели изучить влияние шлепков на развитие мозга на нейробиологическом уровне».

Примерно половина всех исследованных родителей в США сообщили, что шлепали своих детей в течение последнего года (кто-то чаще, кто-то реже). Треть родителей сообщили, что делают это регулярно, буквально каждую неделю. При всем при этом связь между шлепками и мозговой активностью не анализировалась до этого исследования.

Для исследования были отобраны дети в возрасте от 3 до 11 лет. Исследователи сосредоточились на подгруппе из 147 детей в возрасте от 10 до 11 лет, которых, как уверяли родители, слегка шлепали по попе. Детей, которые испытали более тяжелые формы насилия, исследовали в другой группе.

Каждый участвовавший ребенок лежал в аппарате МРТ и смотрел на экран компьютера, на котором показывались различные изображения актеров, делающих «страшные» и «нейтральные» лица. Пока это происходило, сканер фиксировал активность мозга ребенка в ответ на каждое лицо. Авторы исследования использовали эти данные, чтобы определить, вызывали ли лица разные паттерны мозговой активности у детей, которых шлепали, по сравнению с теми, кого не шлепали.

В среднем по всей выборке страшные, злые, испуганные лица вызывали в мозге большую активацию, чем нейтральные лица. Но у детей, которых шлепали, при виде негативных лиц активность мозга в нескольких областях префронтальной коры была в разы выше, чем у детей, которых родители никогда не шлепали. Более того, когда ученые сравнили реакцию детей, которых «легонько шлепали», с реакцией детей, которых подвергали сильному физическому насилию, то разницы между ними не было!

Авторы исследования считают, что эта работа является важным первым шагом к дальнейшему междисциплинарному анализу влияния порки на развитие мозга и жизненный опыт детей.

«Важно учитывать, что телесные наказания по-разному влияют на каждого ребенка, и дети могут быть очень стойкими внешне, не подавать виду, насколько им больно душевно. Но телесные наказания представляют собой риск, который может увеличить угрозы психическому развитию ребенка во взрослом возрасте. Мы надеемся, что наше открытие побудит семьи не использовать эту стратегию и откроет людям глаза на негативные последствия телесных наказаний, о которых они раньше и не подозревали», — заключают авторы исследования.

Ангелина Реймхе