Пожалуй, одним из самых странных и до сих пор не разгаданных тайн, связанных с Великой Отечественной, является тайна полета немецкого самолета Ju-52, который каким-то чудесным образом 15 мая 41-го года беспрепятственно пролетел над советской территорией аж до самой Москвы, после чего нагло сел прямо на центральном аэродроме. Этот полет иногда сравнивают с другим, более известным полетом, который совершил немецкий летчик Матиас Руст в 87-м. Напомню, что он также беспрепятственно пролетел над СССР огромное расстояние, после чего успешно приземлился на Красной площади. Кстати, современные историки все больше склоняются к версии, что Руст все же был не просто дурачком, решившим прославиться, а его использовали западные спецслужбы. После его полета в Министерстве обороны СССР была произведена зачистка - опытных людей убрали, а вместо них пришли новые, менее ценные кадры. Ну а кроме того, его перелет вызвал в обществе огромный скандал и раскол. Но вернемся к похожему полету от 15 мая 41-го...
Итак, в тот день немецкий Ju-52 вылетел из города Кенигсберг и направился в сторону СССР. После пересечения воздушной границы самолет был замечен советскими службами, но его почему-то приняли за гражданский борт, и лишь над Белостоком почуяли неладное. Местный аэродром классифицировал немецкий самолет как военно-транспортный, после чего попытался сообщить о нарушителе в центр, однако связь, как оказалось, не работала еще с 9 мая. В общем, машина так и полетела без проблем дальше.
Надо сказать, что в те времена на границах было уже крайне неспокойно, и вот такие нарушения случались очень и очень часто. В общем-то, с какого-то момента никто ими особого и не интересовался - командование считалиовсе это лишь пустыми провокациями. У советских средств ПВО же был твердый приказ - по нарушителям ни в коем случае стрельбу не открывать. Собственно, и не удивительно, что с таким подходом советского руководства к обороне воздушных границ, самолет долетел до самой Москвы.
Кстати говоря, по этому поводу есть очень интересное воспоминание, а оставил его известный советский разведчик, которого вы все знаете - Павел Анатольевич Судоплатов. По его словам, севший на центральном аэродроме города немецкий самолет вызвал в верхах страны настоящий переполох, и это начало новую волну репрессий, так как в высшем военном руководстве начались прошли чистки. Попрошу обратить на это особое внимание, ибо одна из версий этого таинственного перелета связана именно с такими вот чистками.
Ну а что с немецкими летчиками и самолетом-нарушителем? Практически ничего, их отправили в Германию без всяких последствий.
Вот мы и подошли к главному - какие же версии о причинах этого возмутительного нарушения границ существуют? В настоящее время более всего популярны следующие:
1) Самая первая версия говорит о том, что в данном самолете Гитлер прислал Сталину какое-то таинственно послание, личное письмо, которое никто более не должен был видеть. Как по мне - версия полностью бредовая, хотя бы потому что тайное письмо вот таким "громким" способом доставлять - это странно. Уж у Гитлера были возможности сделать это более "деликатно", чтобы никто не узнал.
2) Вторая версия гласит, что советская сторона задумала заключить контракт на покупку самолетов Ju-52, ибо с транспортниками в СССР были определенного рода проблемы. Якобы немцы и советское руководство просто позабыли согласовать время прилета самолета из Германии, а потому и прилетел он для советской стороны очень неожиданно. Эта версия тоже слабая, потому что ни о каких планах закупки в Германии Ju-52 не сообщалось, во всяком случае, документально это нигде не отражено.
3) Ну и третья версия, как по мне, самая адекватная и реалистичная - Ju-52 спецаильно провел этот провокационный перелет чтобы проверить возможности и состояние советских сил ПВО, их решимость, дислокацию и т.д. Кроме того, немцам было прекрасно известно, что в случае удачного перелета в командовании Советского Союза начнутся чистки и многих опытных людей просто уберут с должностей, а некоторых уберут даже с этого света. Так и вышло, а спустя месяц (ну спустя 38 дней, если быть точным) началась война....
Итак, кого убрали после полета немецкого самолета? Убрали генерал-лейтенанта Петра Ивановича Пумпура, талантливого военачальника, Героя Советского Союза, героя войны в Испании - он был снят с должности, а в 42-м году к нему применили высшую меру наказания. Кроме того, был снят с должности, а немногим позже и казнен Герой Советского Союза, герой сражений против японцев на Халхин-Голе и герой противостояния в Испании, генерал-полковник Григорий Михайлович Штерн. Были и другие, менее известные, которых также кого поснимали с должностей, а кого казнили. Так вот: все это были люди, имевшие колоссальный боевой опыт и опыт командования, преданные стране люди...Кто-то скажет, что они заслужили, мотому как ошибок наделали. А я не соглашусь. Тот же Георгий Жуков со своими десантными операциями под Ленинградом, совершенно бессмысленными с военной точки зрения, столько людей положил... Но его не наказали. Хотя это были его откровенные ошибки как военачальника. Так что вопросы о том, кто и что заслужил - это вопросы сложные, и их вот так просто не решишь. Ошибки есть ошибки, но не за каждую нужно казнить. Ну и в итоге по факту видно, что перед самой войной, всего за месяц до ее начала, мы собственными руками убрали опытных людей. Ну а к чему это привело в первые месяцы войны, в частности для советской авиации и сил ПВО, вы все знаете, ибо это был полнейший разгром с невероятными потерями как в людях, так и в технике.
На основании вышеизложенного именно третья версия и кажется более подходящей для объяснения этого странного пролета. Но это лишь мое мнение и мнение некоторых историков, а у вас может быть свое - на здоровье.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.