В новом выпуске количество охваченных предметных областей увеличилось на 20% и составило 35 направлений. Наш портал изучил категорию: «Сельское хозяйство».
Это второй выпуск предметных рейтингов, но рейтинг по сельскому хозяйству включен в перечень направлений впервые. Лидером в области сельского хозяйства стал Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева.
В предметную область «Сельское хозяйство» включены такие направления:
- 35.03.03 - Агрохимия и агропочвоведение
- 35.03.04 - Агрономия
- 35.03.05 - Садоводство
- 35.03.06 - Агроинженерия
- 35.03.07 - Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
- 35.03.08 - Водные биоресурсы и аквакультура
- 35.03.09 - Промышленное рыболовство
- 35.03.11 - Гидромелиорация
- 35.04.03 - Агрохимия и агропочвоведение
- 35.04.04 - Агрономия
- 35.04.05 - Садоводство
- 35.04.06 - Агроинженерия
- 35.04.07 - Водные биоресурсы и аквакультура
- 35.04.08 - Промышленное рыболовство
- 35.04.10 - Гидромелиорация
«Предметные рейтинги вузов России – одно из наиболее востребованных исследований проекта «Три миссии университета», – отметил генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков. – В этом году нам удалось расширить перечень проанализированных предметных областей, и сегодня мы публикуем 35 списков, тогда как годом ранее оценка велась по 29 направлениям. Важно, что рейтинги опираются исключительно на объективные показатели – мы не прибегаем в данном случае к опросам экспертов. Мы надеемся, что публикуемые списки помогут абитуриентам определиться с выбором учебного заведения».
Методика формирования предметных рейтингов вузов (RAEX, 2023 г.)
Предметные рейтинги вузов России строятся на основании оценки трёх миссий университета – образовательной, научной, общественной. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учётом вклада вуза в социальное развитие? Рейтинги строятся исключительно на объективных показателях и не используют результаты опросов экспертов.
Для включения вуза в шорт-лист по конкретному направлению вуз должен осуществлять набор студентов на первый курс, а кроме того, численность обучающихся на всех курсах по рассматриваемому направлению должна быть не ниже порогового значения в диапазоне от 100 до 200 человек, в зависимости от предметной области. Анализировались только головные вузы, филиалы университетов не рассматривались.
При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объём финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов.
Показатели группы «Наука» включают библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, Scopus и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объёме затрат на научные исследования и разработки.
При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались как предметные, так и институциональные показатели, имеющие отношение к вузу в целом. Так, на предметном уровне велось сравнение по показателям, измеряющим вклад вуза в подготовку кадров для региона, долю обучающихся по направлению в масштабах страны, долю зачисленных целевиков, долю студентов первого курса из других регионов. Критерии институционального уровня, также используемые в группе «Общество», – объём дохода от программ дополнительного образования и количество прошедших обучение по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведется приём), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ.
Из-за характерных особенностей, свойственных различным предметным сферам, в рейтингах используются разные наборы показателей и разные веса. Так, для естественно-научной сферы и инженерных направлений вес группы «Наука» составляет 35%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер – 25%. Вес показателей группы «Образование» для естественно-научной сферы и инженерных направлений составил 40%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер – 50%. Вес показателей третьей группы, «Общество», в обоих случаях составляет 25%.
Подробная методика и полная версия рейтинговых таблиц размещены на сайте рейтинговой группы RAEX: www.raex-rr.com.
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.