Найти тему
Gem Space Media

Роберт Нельсен – 36 лет инвестиций в будущее

Оглавление

Биография Роберта “Боба” Тейлора Нельсена – инвестора, предпринимателя, миллионера

“Я думаю, что сегодня момент революции для биотехнологий. Мы ждали ее в девяностые – она не произошла, ждали в двухтысячные – она не произошла. Теперь её не остановить.” (с) Роберт Нельсен

*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*

Роберт Нельсен
Роберт Нельсен

Биотехнологии и медицина – отрасли не менее прибыльные, чем ИИ и большие данные. Последние несколько лет, особенно на фоне прошедший пандемии, они развиваются поистине гигантскими шагами. Большинство разумных и успешных инвесторов стремятся заполучить в свой портфель научный стартап. Но есть человек, который уже три десятка лет вкладывает деньги в самые передовые медицинские разработки и биотехнологии, опережающие время. Стратегия принесла Роберту Нельсену и партнерам фонда, который он возглавляет, не только огромные деньги, славу провидцев, но и уважение в научной среде, ведь без их участия многие прорывы в науке произошли бы гораздо позже, а многие открытия, необходимые людям, так и не увидели свет.

Действительно “ранний” инвестор

“Наверное, во мне есть ген риска, который проявил себя очень рано. Поэтому я и стал венчурным инвестором.” (с) Роберт Нельсен

Город Уолла-Уолла
Город Уолла-Уолла

Роберт Нельсен родился 60 лет назад в семье врача-педиатра и домохозяйки. Он вырос в небольшом городке Уолла-Уолла, расположенном в штате Вашингтон. Это тихое, уютное место – место паломничества любителей вина и вкусной еды. Итальянские иммигранты засадили плодородную долину виноградниками и уже больше века производят вино, а на автозаправке вам вместо фаст-фуда предложат изысканное блюдо из продуктов, выращенных местными фермерами.

Вывеска фермерского магазина, Уолла-Уолла
Вывеска фермерского магазина, Уолла-Уолла

В одном из таких хозяйств маленький Роберт начал карьеру. На летних каникулах, вместе с другими ребятами, он подрабатывал сборщиком клубники и изрядно преуспел. Самый маленький по росту паренек работал быстрее и аккуратнее всех и в 11 лет у него уже скопилась $1 тыс., что в те времена было солидной суммой, тем более для ребенка. Роберт очень хотел ее приумножить и тогда мама посоветовала ему обратить внимание на фондовый рынок.

Для начала он купил акции электрической компании Westinghouse – старинной устойчивой фирмы со средней ставкой. Заработать удалось, но немного, тогда мальчик сделал еще несколько вложений, более рискованных и ему повезло – он удвоил свой небольшой капитал. В 17 вместо клубничных полей он подрабатывал на Чикагской бирже опционов. Он поступил в университет Пьюджет-Саунд, где изучал биологию и экономику. После окончания учебы, молодой человек переехал в Чикаго и поступил в аспирантуру.

Чикаго, штат Иллинойс
Чикаго, штат Иллинойс

Во вступительном эссе Роберт написал, что хочет получить диплом MBA, чтобы стать инвестиционным банкиром, но, как он сам признается, не особо представлял себе, чем вообще занимаются люди этой профессии, но знал, что они зарабатывают очень много. В процессе учебы в бизнес-школе Нельсен понял, что эта работа ему совершенно не подходит и начал задумываться о собственных перспективах.

Как монетизировать изобретения?

"Роберт Нельсен кажется рассеянным и великолепно избегает внимания, но, в конце концов, он оказался гением в создании таких компаний, как Illumina, преобразующих целые отрасли.” (с) Лерой Худ, глава Института системной биологии

Роберт Нельсен
Роберт Нельсен

На последнем курсе Нельсон как-то раз просматривал The Wall Street Journal и ему на глаза попалась статья, в которой упоминался родной университет Чикаго. В ней попечители университета рассуждали о том, что хотели бы создать внутри ВУЗа компанию и коммерциализировать научные разработки. Роберт понял, что это прекрасная возможность, хотя заработную плату предлагали символическую, по сути это было волонтерство, и только через два года он стал получать больше, плюс 20% от акций и 10% от лицензирования.

Первый год он, мало разбирающийся в венчурных инвестициях, 23-летний аспирант общался с профессорами, узнавал, кто чем занимается. Нельсон потратил собственные $300 на покупку “Руководства Пратта по венчурному капиталу”. Это был 1987 год – никакого повсеместного интернета, инкубаторов стартапов и тому подобного, и это был Чикаго, город перерабатывающих заводов, а не наукоемких технологий, как Кремниевая Долина.

Брук Байерс
Брук Байерс

Просмотрев справочник, будущий инвестор обнаружил совсем немного фондов, вкладывающих деньги в научные изобретения и технологические разработки. Одним из них был Kleiner Perkins, который в то время возглавлял Брук Байерс. Роберт смог связаться с ним с 35-й попытки и Байерс дал настойчивому молодому человеку несколько советов, которые в будущем оказались бесценными.

Стоит сказать, что работать с учеными было непросто, например исландский невролог Карри Стефансон не хотел, чтобы его изобретение было коммерческим и выгнал Нельсена из лаборатории. В будущем они станут хорошими друзьями и даже вместе запустят стартап в 1996-м, пройдут через успех и банкротство, возродят и продадут за $415 млн. Но пока Роберт только начинает, и не с медицины и биологии. Его первыми сделками, принесшими прибыль, были компания по тиражированию учебников Everyday Learning и соцсеть Classmates.com.

Выделение ARCH Ventures

“Мы искренне верим в то, что технологии важны и что прорывные технологические инновации могут не только решить большинство наших проблем, но и принести значительную прибыль.” (с) Роберт Нельсен

Роберт Нельсен
Роберт Нельсен

В 1989-м году после удачно реализованного изобретения университет выделил $9 млн на венчурные инвестиции и был создан фонд ARCH Ventures Partners. Основателями стали Роберт Нельсен, профессор Стивен Лазарус, аспиранты Клинтон Байби и Кит Крэнделл. Они инвестировали в 12 стартапов, и 8 сделок были успешными. Почувствовав себя уверенно, партнеры отделились от университета в независимый частный фонд и сконцентрировались исключительно на биологии и медицине.

Этот год принес по-настоящему большой успех. Нельсен участвовал в первом частном раунде финансирования стартапа Aviron, который занимался созданием живой вакцины от гриппа. В 2001-м он был куплен за $1,5 млрд организацией, входящей в AstraZeneca. В 1998-м он был вторым по счету, кто выписал чек ($100 тыс.) компании Illumina, занимающейся секвенированием ДНК. Ее проект под названием GRIAL сделал процедуру быстрой и снизила стоимость с $50 млн до $1 тыс. В 2000-м году Illumina вышла на рынок ценных бумаг и на сегодняшний день оценивается в $25 млрд.

Отделение Illumina в Корее
Отделение Illumina в Корее

Бывали, конечно, и неудачи. Стартап Elixir Pharmaceuticals в 1999-м занимался исследованиями в области старения и созданием препаратов, способных его замедлить, еще до того, как началась повальная мода на эту тему. К сожалению, было еще слишком рано и были приняты несколько неверных кадровых решений – фирма развалилась. Такая же участь постигла Xcyte, которая занималась исследованием возможности использования иммунных клеток в борьбе с раком.

Но Роберт не оставил эту идею, которая спустя более десятка лет возвратилась в виде компании Juno Therapeutics (приобретена Celgene за $9 млрд). А в 2011-м он стал сооснователем Unity Biotechnology и вновь обратился к проблемам старения, правда с переменным успехом. Нельсен называет себя очень упрямым, достаточно вспомнить 35 телефонных звонков Бруку Байерсу.

Роберт Нельсон и ARCH – №1 среди инвесторов в биотехнологии
Роберт Нельсон и ARCH – №1 среди инвесторов в биотехнологии

В портфеле Роберта Нельсона есть как традиционные исследовательские стартапы, такие как Denali Therapeutics (оценка $4,4 млрд), работающий над лекарствами от болезни Паркинсона и Альцгеймера, так и довольно неожиданные. Например, Siluria, которая перерабатывает природный газ в нефть с помощью собственной технологии и обещает критически сократить импорт “черного золота”, снизить цены на бензин, увеличить прибыль производителей газа и уменьшить вредные выбросы.

Всего за 36 лет деятельности он профинансировал более 150 компаний, 47 из которых стали “единорогами”, например Array BioPharma (приобретена Pfizer за $10,6 млрд) или Kythera (приобретена Allergan за $2,1 млрд). Благодаря своим удачным инвестициям несколько раз попадал в сотню лучших венчурных инвесторов по мнению журнала Forbes – Midas List, последний раз – за 2022 год.

Участие в борьбе с пандемией

“Я начал, потому что был взбешен, а не потому, что был особенно дальновидным. Я был взбешен тем, что все занимало так много времени. Почему потребовалось так много времени, чтобы приобрести маски, разработать схему лечения, получить вакцины? Все это было похоже на плохое шоу. Я думаю, это именно то, что меня мотивировало. Большинство моих действительно хороших компаний начали свою деятельность, потому что я был чем-то недоволен.” (с) Роберт Нельсен

-10

Естественно, что такой человек как Роберт Нельсен не мог не откликнуться на вызов, который бросила человечеству пандемия. В 2020-м году он основал первую в своем роде производственно-технологическую фирму National Resilience, которая занялась разработкой производственных решений, для обеспечения быстрого и безопасного производства сложных лекарств.

В том числе вакцин, биопрепаратов, нуклеиновых кислот, препаратов генной и клеточной терапии. Стартап привлек $800 млн, сейчас в нем работают больше 1 тыс. сотрудников на трех построенных производственных предприятиях в Торонто, Массачусетсе и Калифорнии. Пэт Янг, вице-президент и легенда в сфере фармацевтики, прогнозирует, что в этом году прибыль может достигнуть $500 млн, а в долгосрочной перспективе повысить производительность, используя самые инновационные технологии.

Запад и Восток

“Мы хронически недостаточно инвестируем в производство лекарств, и нет стимула инвестировать в него на ранних стадиях. Фармацевтические компании рассматривают ее как центр затрат, у биотехнологов нет денег, а университеты не знают как.” (с) Роберт Нельсен

Роберт Нельсен
Роберт Нельсен

Недавние IPO Prime Medicine в 2022-м (капитализация $1,379 млрд) и Sana Biotechnology в 2021-м (капитализация $1,44 млрд) году еще раз укрепили позиции инвестора и позволили ему встать на первое место среди 20 предпринимателей, которые будут формировать рынок биотехнологий, медицины и фармации в ближайшие годы.

В прошлом году он участвовал в начальном раунде финансирования Altos Labs вместе с другими знаменитыми инвесторами и предпринимателями, такими как Юрий Мильнер и Джефф Безос. Стартап, занимающийся проблемами старения и продления жизни, собрал рекордные $3 млрд, что говорит об огромной заинтересованности в решении этого вопроса.

С женой и сыном на приеме у президента Руанды
С женой и сыном на приеме у президента Руанды

В середине прошлого года ARCH Ventures под руководством Роберта Нельсона запустила в Японии венчурный проект на сумму $3 млрд. Он будет развивать многообещающие биомедицинские стартапы, которым не хватает финансирования и поддержки для выхода на рынок: всего 40 фирм, таких как EditForce из университета Кюсю и Bio Palette из университета Кобе. Стартапы войдут в инвестиционный портфель фонда ARCH под управлением которого сейчас находятся активы на сумму более $9 млрд.

Личное состояние самого Роберта Нельсена оценивается в $21,4 млн, он владеет акциями Denali Therapeutics на сумму более $270 тыс. зарабатывает приблизительно $400 тыс. в год в качестве независимого директора компании. “Я стою примерно столько же, сколько массажист в Google" – шутит инвестор. Он женат и у него двое уже взрослых сыновей. Кстати, друг Роберта Карри Стефансон сделал для всех его близких анализ ДНК, дал рекомендации по образу жизни и подобрал идеальные лекарства. Семья живет в собственном доме, у Нельсонов две собаки и кошка. Он увлекается коллекционированием старинных гравюр знаменитых мастеров.

Читайте также:

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!