Помните, я писала про доставучего соседа Данилу? Подростка почти 15 лет, который вел себя, словно младший школьник.
Я уже и не знала, куда от него деваться. И вдруг в наше уравнение добавляется новое условие - новый сосед. Мальчик Тима. Выглядит он ровесником Данилы, но у него очень детское и простодушное лицо.
Тима приносит с собой две огромнейшие сумки с вещами. У нас с Лёней на двоих вещей меньше. В одной сумке еда, в другой, наверное, вещи, но открыл ее Тима только один раз, достать тапки. Это когда я уже допекла его просьбами перестать ходить по палате в уличных кроссовках, на которых, для проформы, натянуты продранные бахилы.
Тима, в отличие от Данилы, повел себя как стандартный ребенок - уткнулся в телефон. Причем не пренебрегая наушниками, т.е. или воспитанный или от природы деликатный. Данила получил новый объект для липкости и стал приставать к Тиме с разговорами.
- А ты из Пскова? А я из Лук.
- А ты в какой школе учишься? В 23й? А я в 18й.
- А ты какакую еду больше всего любишь? Пиццу? А я долму.
- А ты читать любишь? А у тебя с собой книжки есть?
Так слово за слово мы узнали, что лет Тиме, внезапно, всего девять. Тима ростом в папу, тот богатырь, выше двух метров. Только он с ним не живёт, у Тимы только мама и бабушка.
В общем, диалог налаживался, хоть Тима и отвечал, почти не отрываясь от экрана. Данила сперва подошёл к тиминой кровати, потом присел на край, заглядывая через плечо, потом прилёг рядом, чтоб было удобнее смотреть...
Потом Данила попросил поиграть разок, потом ещё разок... К вечеру картина была удручающей: Тима, примостившись на своей кровати где-то сбоку, просит Данилу дать ему тоже поиграть, но тот отмахивается: щас, ещё две миссии пройду!
Тима извелся. Он предлагал Даниле печенье, видимо, в надежде на то, что он отвлечется на печенье и выпустит из рук телефон. Он просто ждал, отвлекался на раскраску... Он достал из тумбочки книжку - ты спрашивал, есть ли у меня чего почитать?
Пару раз Тиме улыбалась удача - звонила мама и Данила безропотно отдавал телефон на разговор. После разговора Тима играл дальше сам. Но Данила тоже не промах.
- Ты вечернюю играляцию делал? Нет? Вон, по расписанию пора. Садись, я тебе заряжу.
Данила и правда умел управляться с медицинской панелью, именно он мне первый раз показал, что и как включать. Он напяливал на Тиму маску и брал телефон - очевидно же, что прямо сейчас хозяину он не нужен, тот лечится. Ну а потом можно и отмахиваться на просьбы отдать.
Конечно, я попыталась вмешаться.
- Данила, ты ведёшь себя некрасиво. Это его телефон, и он попросил вернуть.
- Ну так он же разрешил миссию допройти. Ты же разрешаешь? - оборачивается он к Тиме.
- Да, я разрешаю, - послушно кивает Тима.
Шах и мат, хозяин подтверждает, что помощь не нужна. Хотя понятно же, что нужна и даже очень, но на каком основании причинять добро?
Даже постовая медсестра, тоже разобравшаяся в чем дело, смогла для Тимы сделать лишь немногое: поменять ребят кроватями. Из-за уплотнения панель с розетками была одна на двоих и до Данилиной кровати не доставал зарядник, потому он уже довольно вольготно расположился у Тимы, потеснив хозяина на краешек. После обмена Тима хотя бы лечь нормально смог.
На Пикaбу у этой истори обязательно был бы хеппи энд, наглость была бы наказана. В жизни Тима смирился с ролью наблюдателя. Когда надоедало валяться с Данилой и смотреть, как тот играет - читал книгу, рисовал, ел вкусняшки из домашних запасов, делал процедуры в назначенное время. И послушно отдавал телефон после разговоров с мамой. Даже начал извлекать выгоду - попросил Данилу пройти пару каких-то миссий, которые ему, видимо, не давались.
Пытался разговаривать с Данилой - но тот волшебным образом сделался совершенно не-липучим. Отвечал односложно, и тоном показывал "не приставай, видишь, я занят делом поинтереснее".
- А вы не хотите играть вместе, по сети? - предприняла я как-то попытку что-то сделать для Тимы.
- А у меня телефон разбит, - ответил Данила. - Я на нем только в самую простейшую аркаду играть могу.
Я не знаю, какая у всей этой истории мораль. Чините детям телефоны? Учите говорить нет? Учите не просить чужие вещи? Я своим ребятам рассказала это как увидела.
- Да чем тут поможешь. Пока у человека самого в голове всё на место не встанет, он так и будет перед такими наглыми пасовать, - высказался старший. Что ж, у него есть похожий опыт, тоже лет в восемь были у него такие "друзья".
- А как не стать самому таким наглым? - спросила я. - Ведь сперва все обычно нормально, ну попросил у друга раз поиграть, ну два попросил, и вроде кажется, что он и не возражает, что ему тоже нормально?
- Мам, ну как можно таким стать? Ты ж нас сама учила вещи возвращать хозяину по первому требованию. Просто бессовестный этот Данила, - вынесла вердикт дочь.
Не знаю, у меня нет уверенности, что этого правила достаточно. Но, может, я излишне смотрю на подростков, как на несмышленышей? И все они понимают на самом деле, и Данила этот тоже? Или всё-таки это та самая простота, которая хуже вopoвства?