Найти тему
НиХаЧуХа

По следам вчерашней темы. Ответ на конкретное Требование о представлении пояснений, в котором ИФНС хочет документы.

Оглавление

Салют всем физическим и юридическим! Приветствую всех налогоплательщиков, налоговиков, налогозависимых и интересующихся на канале о налогах и котиках!

Во вчерашней теме я писала, что запросить документы у налогоплательщика можно только Требованием о представлении документов (информации), которое утверждено Приложением № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/628@.

На днях клиент получил Требование о представлении пояснений. Это другой процессуальный документ. Документы им не истребуют.

Кстати, к чести инспектора могу сказать, что именно в этом Требовании абсолютно правильно указано на то, что, если налогоплательщик захочет, то имеет право документы представить. Не обязан, а имеет право.

источник Яндекс-картинки
источник Яндекс-картинки

Вот оно - это самое правильное Требование

На удивление - это ИФНС № 15 по г. Москве, к которой у моих клиентов ну просто максимальное количество претензий на неадекватность. Но в данном случае инспектор абсолютно прав и корректен.

-2

На что тут инспектор имеет право?

Не все Требования о представлении пояснений выставляются законно. Как вы наверное помните, таже налоговая нагрузка, которую пихают в такие Требования, де-юре в природе не существует. То есть и пояснения по ней запрашивать в принципе нельзя.

Но в полученном Требовании инспектор право на получение пояснений имеет, так как клиент подал уточненку к уменьшению суммы налога (условно по цифрам, было к уплате 2 миллиона - стало к уплате 1 миллион):

абзац 2 пункта 3 статьи 88 НК РФ:
при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

Если бы это была уточненка за период старше 2 лет (например, за 4 квартал 2020 года), инспектор имел бы право потребовать и документы тоже (см. прошлую тему).

Но, так как это уточненка по свежему периоду 4 кв. 2022 года, инспектор имеет право только на пояснения.

Ответ на Требование

-3

Правовые основания, использованные в ответе.

Абзац 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ - это право налогоплательщика уточнить декларацию, если в предыдущей декларации сумма налога к уплате в бюджет не была занижена.

Очевидно, что налог был завышен. Забыв учесть все счета-фактуры в Книге покупок, клиент изначально НДС в бюджет переплатил.

Если вам кажется, что это недостаточное обоснование, вы можете еще сослаться на абзац 2 пункта 1 статьи 54 НК РФ:

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)

Да, счета-фактуры по НДС компания может принимать к учету в течение 3 лет. И сдавать уточненку таким образом было не обязательно.

Но в данном случае так было нужно клиенту, чтобы нивелировать сумму пени, которая возникла в более раннем отчетном периоде. Программа налоговиков должна "натолкнуться" на внезапно возникшую переплату в 1 миллион рублей, чтобы рост пени остановился в 4 квартале 2022 года. Поэтому подача уточненки в данном случае является способом финансовой экономии на сумме пени. Иначе она росла бы и дальше, пока клиент не учел бы счета-фактуры в более позднем периоде.

А зачем платить больше, если можно не платить?

источник Яндекс-картинки
источник Яндекс-картинки