Об этом рассуждал св. Варсонофий Великий, живший в Палестине в VI веке н.э.
Вот что он говорил:
«Помысли, что все земные занятия пройдут, а терпение, которое окажешь при этих занятиях, - то останется с тобою, пойдет за гроб и оправдает или осудит тебя пред Богом».
Вдумаемся в глубину этого высказывания.
Итак, мы окружены самыми разнообразными земными занятиями, как рыба со всех сторон окружена водою.
Но эти занятия отнюдь не ценны сами по себе – все они действительно рано или поздно пройдут. Они ценны терпением, которое мы в них проявляем. Или – соответственно не проявляем, а значит, будем осуждены за это.
Так… Значит, из всех наших земных занятий самые ценные именно те, которые мы вынуждены совершать, превознемогая себя, через силу, проявляя особую выдержку и терпение.
Удивительно, что именно от этих занятий мы, как правило, и стремимся поскорее избавиться, как от самых муторных, бесплодных, бесполезных и забирающих при этом еще и массу сил.
Да – получается, все наоборот. То, что нам больше всего досаждает и мутит душу – и есть самое полезное и ценное для нас.
Насколько же мы глупы и напоминаем собой неразумных младенцев!
Все хорошее – у нас в небрежении, и мы стараемся поскорее от него избавиться. В то время как тянемся всей душой к разной гадости.
Однако, что же это за «терпеливые» занятия? Не худо было бы в этом разобраться.
А ведь очень похоже, что речь идет о занятиях, которые связаны, по словам Спасителя, с несением своего креста:
«…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Мф. 16.24.
Да – несение своего креста требует от каждого из нас максимальной выдержки и терпения.
Это именно то «занятие», которое, в конечном счете, будет оправдывать или осуждать нас перед Богом.
У каждого – это что-то свое:
- У кого – тяжелое профессиональное призвание.
- У кого-то – непростые отношения во «второй половиной».
- У кого-то – мучения по воспитанию безалаберных детей.
- У кого-то – тяжелая болезнь.
- У кого-то – уход за немощными и больными людьми.
- У кого-то - мучительная неисцеляемая душевная страсть…
Да – у каждого что-то свое. Но есть у них у всех один опознавательный знак, одна «лакмусовая бумажка» по их проявлению и опознаванию – терпение.
Все они обязательно будут связаны с постоянно проявляемым терпением, без которого невозможно их выдержать. Так можно определить эти занятия.
Интересно, что св. Варсонофий Великий, развивая свои мысли о терпении, сравнивает его с «хлебом насущным»:
«Смотри не погубляй этого хлеба насущного (т.е. терпения), который тебе понадобится на дорогу от земли на Небо».
Интересно: хлебом подкрепляются в пути, и св. Варсонофий считает, что терпение как раз и есть этот самый «хлеб», которым мы должны питаться во время нашей дороги к Небу.
Глубокая мысль – не правда ли!?..
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь..» - сразу же приходит на ум строчка из молитвы «Отче наш».
По св. Варсонофию под «хлебом насущным» мы просим у Бога и терпения в том числе.
А ведь это прямая отсылка к еще одним словам Спасителя:
«Терпением вашим спасайте души ваши». Лк. 21.19.
Кто-то, а наш Господь знает, что без терпения просто невозможно спасти свою душу.
Все действительно очень серьезно. Терпение ставится в прямую зависимость к спасению.
Этот тезис стоит повторить отдельно:
Без терпения невозможно спасти душу.
Теперь становится понятны слова св. Варсонофия о важности терпения, и что именно оно пойдет с тобой за гроб с осуждением или оправданием.
Да – или оправдаемся им, показав, что стояли и терпели до конца… До конца своей жизни. И даже если не победили, не одержали победу, то выстояли и вытерпели…
Или – посрамимся своим недостатком терпения.
И как позорно это будет выглядеть на фоне других людей, вытерпевших гораздо большие трудности, мучения и искушения…
Да не будет!