Найти в Дзене

Для чего нужна стратегия закупок?

Не секрет, что успешность компании зависит от ее прибыльности. Зачастую высшее руководство фокусирует все свои силы на увеличении продаж, не уделяя должного внимания детальному анализу бизнес-процессов и, тем более, процессу закупок. Однако эффективность закупочной деятельности напрямую влияет на прибыльность компании, поскольку каждый ее этап имеет свою стоимость. Официально принятая и правильно выстроенная закупочная стратегия может обеспечить финансовую стабильность компании.

З
акупочная стратегия – это официальный регламентированный план действий, в котором определены бизнес-цели компании в области закупочной деятельности.

Пересмотр стратегии закупок производится высшим руководством минимум один раз в 12 месяцев. Стоит отметить, что это достаточно гибкий документ, поскольку всегда может подвергаться изменениям с учетом текущей ситуации в компании.

Выбор стратегии зависит от ряда факторов: бюджета и масштаба компании, существующих рисков, квалификации персонала, текущей экономической ситуации и т.д. Давайте рассмотрим основные типы.

Стратегия снижения затрат
Этот тип является самым популярным и используется для увеличения прибыли. Снижение затрат – достаточно сложный процесс и важно понимать, какие бизнес-процессы требует корректировки, а в какие лучше не вмешиваться. Ключевым этапом является сбор актуальных данных о закупочной активности компании. Тщательный мониторинг позволяет выявить закономерности и тенденции, возможные сезонные колебания данных, разработать эффективные и своевременные шаги по уменьшению затрат. Подобная модель успешно реализуется в компаниях с централизованной системой закупок.

Стратегия управления рисками
Любой бизнес-процесс подвергается воздействию различных видов рисков, закупки – не исключение. В современном деловом мире очень важно не бояться непредвиденных ситуаций, а уметь управлять ими и принимать последствия. Продвинутые компании применяют моделирование возможных негативных сценариев с учетом аналитических прогнозов. Различные аналитические инструменты помогают проанализировать логику работы снабженческой цепи, рассчитать показатели использования ресурсов (транспорта, персонала, производственных мощностей) и обеспечить стабильное функционирование всей корпоративной системы.

Стратегия управления поставщиками
Основная цель данной стратегии – выстраивание тесных деловых отношений с поставщиками и подрядчиками, без навязывания ими невыгодных условий сделок. Грамотный и осознанный выбор того или иного партнера обеспечит компании стабильную прибыль, минимизируя потери от простоев производства. Однако, не стоит забывать о том, что постоянный поиск и обновление базы поставщиков способствует притоку свежих и инновационных идей.

Подобная стратегия подойдет компаниям, намеренным усилить свои конкурентные преимущества. Сотрудничество с зарубежными партнерами имеет ряд плюсов: закупка товаров и услуг по ценам ниже, применение иностранных передовых технологий, возможность закупать уникальные в своей нише товары. Но на практике вести дела с российскими партнерами гораздо проще, чем заключать контракты с иностранными компаниями.