Не секрет, что успешность компании зависит от ее прибыльности. Зачастую высшее руководство фокусирует все свои силы на увеличении продаж, не уделяя должного внимания детальному анализу бизнес-процессов и, тем более, процессу закупок. Однако эффективность закупочной деятельности напрямую влияет на прибыльность компании, поскольку каждый ее этап имеет свою стоимость. Официально принятая и правильно выстроенная закупочная стратегия может обеспечить финансовую стабильность компании.
Закупочная стратегия – это официальный регламентированный план действий, в котором определены бизнес-цели компании в области закупочной деятельности.
Пересмотр стратегии закупок производится высшим руководством минимум один раз в 12 месяцев. Стоит отметить, что это достаточно гибкий документ, поскольку всегда может подвергаться изменениям с учетом текущей ситуации в компании.
Выбор стратегии зависит от ряда факторов: бюджета и масштаба компании, существующих рисков, квалификации персонала, текущей экономической ситуации и т.д. Давайте рассмотрим основные типы.
Стратегия снижения затрат
Этот тип является самым популярным и используется для увеличения прибыли. Снижение затрат – достаточно сложный процесс и важно понимать, какие бизнес-процессы требует корректировки, а в какие лучше не вмешиваться. Ключевым этапом является сбор актуальных данных о закупочной активности компании. Тщательный мониторинг позволяет выявить закономерности и тенденции, возможные сезонные колебания данных, разработать эффективные и своевременные шаги по уменьшению затрат. Подобная модель успешно реализуется в компаниях с централизованной системой закупок.
Стратегия управления рисками
Любой бизнес-процесс подвергается воздействию различных видов рисков, закупки – не исключение. В современном деловом мире очень важно не бояться непредвиденных ситуаций, а уметь управлять ими и принимать последствия. Продвинутые компании применяют моделирование возможных негативных сценариев с учетом аналитических прогнозов. Различные аналитические инструменты помогают проанализировать логику работы снабженческой цепи, рассчитать показатели использования ресурсов (транспорта, персонала, производственных мощностей) и обеспечить стабильное функционирование всей корпоративной системы.
Стратегия управления поставщиками
Основная цель данной стратегии – выстраивание тесных деловых отношений с поставщиками и подрядчиками, без навязывания ими невыгодных условий сделок. Грамотный и осознанный выбор того или иного партнера обеспечит компании стабильную прибыль, минимизируя потери от простоев производства. Однако, не стоит забывать о том, что постоянный поиск и обновление базы поставщиков способствует притоку свежих и инновационных идей.
Подобная стратегия подойдет компаниям, намеренным усилить свои конкурентные преимущества. Сотрудничество с зарубежными партнерами имеет ряд плюсов: закупка товаров и услуг по ценам ниже, применение иностранных передовых технологий, возможность закупать уникальные в своей нише товары. Но на практике вести дела с российскими партнерами гораздо проще, чем заключать контракты с иностранными компаниями.
Для чего нужна стратегия закупок?
15 мая 202315 мая 2023
64
2 мин