На протяжении многих лет маркетологи, работники рекламных агентств и даже политики успешно используют рифмованные лозунги как инструмент пропаганды. Пропаганды, цель которой убедить людей в том, что предлагаемая им продукция или кандидат, является для них единственно правильным выбором.
Насколько эффективен такой подход?
Что такое эффект рифмы?
Эффект рифмы — это склонность воспринимать рифмующиеся утверждения как более правдивые, чем те, которые не рифмуются.
Исследование
Впервые данный эффект был описан в 1999 году психологами Мэтью Макглоуном и Джессикой Тофигбахш, которые решили показать, как поэтическая структура может влиять на наше восприятие истины.
Они собрали группу содержательных афоризмов и на их основе написали новые, убрав рифму, но сохранив смысл, например «Woes unite foes», заменили на «Woes unite enemies», что в переводе «Горе объединяет врагов» (в обоих случаях).
Затем они попросили группу добровольцев оценить достоверность утверждений.
Итог:
В среднем рифмованные афоризмы были оценены на 22% как более убедительные, чем нерифмованные.
Другие эксперименты дали аналогичные результаты, в том числе тот, который показал, что рифмованные слоганы были более привлекательными, заслуживающими доверия, убедительными и оригинальными, чем их нерифмованные аналоги, а также легче запоминались и больше подходили для рекламных кампаний.
Было также обнаружено, что эффект более эффективен для рекламы продуктов, таких как кока-кола или автомобили, чем для рекламы социальных вопросов, таких как проблемы прав человека или экологическая активность. Возможно, это связано с тем, что люди, как правило, имеют уже сформированное, чёткое мнение по социальным вопросам, и их с меньшей вероятностью можно убедить его изменить.
Как это работает?
Эффект рифмы объясняется несколькими взаимосвязанными когнитивными механизмами, включая улучшение эстетики, повышение беглости речи и повышение узнаваемости.
✔️ Рифма делает утверждения более красивыми, а красота делает утверждения более правдивыми или точными.
✔️ Рифмованные афоризмы также выигрывают из-за своей запоминаемости и привлекательности, что повышает вероятность их повторения.
✔️ Большинство из нас, по-видимому, исходит из того, что чем чаще что-то повторяется, тем больше вероятность того, что это окажется правдой.
Как не попасть в ловушку данного эффекта?
К счастью, хотя эффект рифмы как причины и коварен, его не так уж и сложно нейтрализовать.
В продолжение своего первоначального исследования Макглоун и Тофигбахш противопоставили новые афоризмы, такие как «Caution and measure will bring you treasure» («Осторожность и мера, принесут вам сокровище»), немелодичным аналогам - «Caution and measure will bring you riches» («Осторожность и мера, принесут вам богатство»).
Но, в отличие от своего предыдущего исследования, они специально попросили участников основывать свои суждения на точности самого утверждения, а не на поэтической форме фразы; на этот раз рейтинги точности рифмованных афоризмов были заметно ниже.
Если упрощать, то ключ к защите от эффекта рифмы — это в первую очередь знание, что данный эффект существует и осторожность в оценке рифмованных слоганов.