Зачем минской больнице скорой медицинской помощи отделение краткосрочного пребывания, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» заведующая им Ольга Солтан.
«Основная задача – диагностика»
— Ольга Владимировна, я много раз бывала по работе в клиниках, но такого отделения нигде не видела. Оно уникально?
— Единственное в стране, его открыли в 2019 году. В нашей больнице есть похожее хирургическое отделение, мы же специализируемся на пациентах кардиологического, пульмонологического, неврологического, терапевтического профилей. Наша основная задача — диагностика. К примеру, в приемный покой поступает пациент с подозрением на инсульт. Если диагноз подтверждается, его госпитализируют в отделение неврологии. Но когда надо подтвердить или опровергнуть диагноз, пациента направляют к нам.
— Надолго?
— До 72 часов, отсюда и название нашего отделения. Если диагноз снимается, человек уходит на амбулаторное лечение.
— Не совсем понятно, каким должно быть заболевание, чтобы пациента, поступившего в стационар, так быстро выписали домой.
— Например, при сорванном ритме сердца не требуется длительное лечение в отделении кардиологии. Поэтому человека госпитализируют к нам. За трое суток мы восстанавливаем ему сердечный ритм, выписываем его, и дальнейшее лечение он получает в поликлинике. Можем в течение двух-трех суток нормализовать артериальное давление и дополнительно провести обследования. У нас кормят, дают больничный. Отделение экстренное. За четыре года работы около 20 % наших пациентов были переведены в профильные отделения нашей больницы, остальные продолжили лечение амбулаторно.
— Для быстрой и эффективной диагностики нужно хорошее оборудование. Оно у вас есть?
— Конечно! Палаты оснащены современной медицинской аппаратурой для контроля работы жизненно важных органов и систем. Есть инфузоматы (устройства, позволяющие отмерить и ввести пациенту точную дозировку определенного лекарственного препарата, контролировать скорость введения. — Прим. авт.). Кроме того, имеется возможность выполнения МРТ, КТ, УЗИ в кратчайшие сроки и круглосуточно. В нашей больнице достойная материально-техническая база.
— Сколько мест в отделении?
— 25, и оно почти всегда заполнено. Пациенты поступают каждый день. Стоит отметить, что у нас большой процент выписки.
— Кого больше — мужчин или женщин?
— Женщин, причем нетрудоспособного возраста.
— Сколько мест в одной палате?
— Шесть.
— Есть ВИП-палаты?
— Нет.
— Родственники пациентов могут общаться с врачами?
— Да. Некоторые ухаживают за своими близкими, если те лежачие.
«К нам и 18-летние поступают»
— Медики сетуют: многие болезни молодеют…
— К сожалению, да. К нам поступают 26–30-летние с гипертоническими кризами, нарушениями сердечного ритма, головокружениями.
— Это полные люди?
— У многих лишний вес. Кроме того, омоложению заболеваний способствуют малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, плохая наследственность, стрессы…
— 18-летние попадали к вам?
— Были и такие, чаще с острыми бронхитами.
— Откуда поступают пациенты?
— Территориально за нашей клиникой (соответственно, и за отделением) закреплено несколько столичных поликлиник. Но БСМП никогда никому не отказывает в медицинской помощи. Среди наших пациентов есть жители регионов.
— Вам нравится работать в экстренном отделении?
— Конечно, по специальности я врач — анестезиолог-реаниматолог, а изначально была терапевтом. Сейчас беру дежурства по четвергам в реанимации. До открытия нашего отделения 10 лет отработала реаниматологом.
«Если болит, нужно обследоваться»
— Врачи часто говорят: «Нет здоровых людей, есть недообследованные».
— Не зря проводят диспансеризацию. Мы сами должны беречь свое здоровье. В этом смысле в нашем обществе две крайности — либо люди тянут до последнего, и потом им очень сложно помочь, либо обращаются к врачам по каждому поводу. Запомните: если что-то болит, нужно обследоваться.
— Вероятно, те, кто не хочет этого делать, действуют по принципу «меньше знаешь — лучше спишь»?
— В зависимости от возраста человеку необходимы различные обследования. Говорю об основных, которые являются частью диспансеризации. У врачей узкой специализации тоже следует проходить осмотры. Во время плановых медицинских обследований могут заподозрить онкозаболевания, направить на дополнительную диагностику. Многие злокачественные опухоли, выявленные на ранней стадии, успешно лечатся. В общем, надо за собой смотреть: зубы лечить, к гинекологу, урологу ходить, хотя бы раз в год сдавать анализы… Это все базовые вещи, которыми нельзя пренебрегать.
«Я бы и сейчас шла только в медицинский»
— Давно работаю врачом и не жалею ни о чем. Моя мама доктор, и, если повернуть время вспять, я бы и сейчас шла только в медицинский.
— Где вы учились?
— Сначала три года в Гомельском медуниверситете, потом вышла замуж и перевелась в Белорусский государственный медицинский университет.
— Живете только любимой работой?
— Люблю путешествовать. Прошлой зимой побывала на Байкале. Дух захватывает от такой красоты! Я летала в Сибирь на медицинскую конференцию. Совместила полезное с приятным. Много раз была в Грузии, в том числе в горах, в Португалии, во Франции. Люблю Красное море, там я обязательно погружаюсь (речь идет о дайвинге. — Прим. авт.). Мир настолько велик и красив, что за свою жизнь не успеешь его полностью посмотреть.
— Смотрите медицинские сериалы?
— Если честно, я их не очень люблю. Выборочно. Развитие медицины отлично показано в американском драматическом сериале «Больница Никербокер». У нас от этого телепроекта многие доктора в восторге.
Ольга Солтан — победитель Минского городского этапа «Врач года Республики Беларусь — 2022» в номинации «Врач-терапевт».
Фото Тамары Хамицевич и из архива агентства «Минск-Новости»