Найти в Дзене
Записки не краеведа

К вопросу о приёме в казаки лиц не войскового сословия #1

Оглавление

I.

Ещё в 70 годах прошлого столетия, помню я, приём в казачье сословие Войска Донского был обусловлен следующими требованиями. Желающий приписаться в казаки непременно должен был иметь какую-либо связь с казачьей семьёй: или он был женат на казачке, или мать, или бабка его казачка, - словом, по жене или матери принимаемый должен был иметь родство с казачьим сословием. Вот главнейшие основания, без которых о зачислении в казаки и мечтать не приходилось. Впоследствии, кроме этого, поставлялось в обязательство принимаемому обзаведение оседлостью (домом и хозяйством) в месте приписки и другие, особенно уважительные причины. Правда, были исключения, как, например, для лиц высокопоставленных, оказавших по своему положению покровительство Донскому краю, а также и для лиц, оказавших особые, достойные уважения боевые подвиги на бранном поле в служении с казаками, когда обыкновенно сами казаки возбуждали ходатайства об этом в установленном порядке.

В позднейшее же время, как видно по многим данным, начали зачисляться в казаки и при отсутствии вышеуказанных условий.
Так, достаточно какому-нибудь влиятельному лицу написать местному начальнику округа или станичному атаману рекомендательную записку о жаждущем быть казаком, иногда для того лишь, чтобы надеть казачий гвардейский мундир, и дело получает полный успех. Под давлением властной рекомендации станичный атаман всегда сумеет уговорить станичный сбор, тем более, что проситель, в свою очередь, обещает благодарить стариков и сделать какое-либо пожертвование на церковь или школу и в то же время отказывается от пользования паевым довольствием в земельных и других угодьях.

Поощрённые таким вниманием просителя и обещанием – за честь только именоваться казаком без права паевого довольствия и пожертвовать рублей 500 на общественные нужды, станичники провозглашают обычное согласие: ″В добрый час″ и приобретают нового гражданина.

Пускай его носит казачий мундир, - рассуждают они, - ведь нам от этого убытка нет!

Но вот проходят годы, новый казак никогда и не показывался в станицу, не принимал никакого участия в общественных делах и повинностях, станичники уже забыли о нём, как вдруг через «адвоката» поступает в станицу требование уплатить этому приёмному казаку, отказавшемуся при приёме от всех видов паевого довольствия, за всё время со дня причисления его к казачьему сословию по этой станице, да ещё и за пай его сына, который среди этого достиг возраста на получение пая, всего за двадцать с лишним лет, по вычислению адвоката рублей 700-800. Таким образом, станичникам за полученные 500 рублей приходится уплатить с большой лихвой, да впереди давать ему и его потомству ежегодное паевое довольствие. Станичники крайне изумляются и возмущаются таким требованием приёмного гражданина, забывшего честное и благородное слово – отказ от паевого довольствия.
Указывая на последнее, они отказывают в удовлетворении требования, но чем кончится дело ещё неизвестно…

А вот и другой пример. Лицо, не имеющее титула благородия, с немецкой фамилией, попадает в казаки на таких же условиях, как и в приведённом выше случае. Обещает также внести станице 600 рублей на общественные нужды. Но вносит только половину, а другую обещает вскоре выслать. Проходит, однако же, год, проходит другой, а денег от него не получается. Приходится, наконец, напомнить ему о долге через начальство и только таким путём выручить обещанные деньги.

Неужели эти два примера не поучительны для того, чтобы станичники раз навсегда положили конец наплыву посторонних искателей казачьего звания не для пользы общества, а для своих личных выгод или расчётов? Неужели звание «казак» может быть куплено за деньги? Да разве наши предки приобрели его за деньги? Нет, казачество куплено вековыми заслугами и кровью, а не золотом! Поэтому и мы не имеем никакого права торговать этим высоким историческим званием.

Дорожите же, станичники, своим званием, будьте истинными сынами тихого Дона, достойными своих славных предков и не торгуйте безрассудно своим правом ради случайных искателей казачества, храните целость родной казачьей семьи и оберегайте её честь и достояние.

Патриот Дона.

-2

II.

В номере 165 ″Донских областных ведомостей″ некто Патриот Дона затронул очень важный вопрос – вопрос о приёме в казачье сословие лиц иногороднего происхождения. Вопрос важен потому, что в данное время попасть кому-нибудь в казаки почти ничего не стоит. Сотня-другая рублей – и новый казак готов. Раньше это так легко не давалось. Надо было оказать Дону какие-нибудь выдающиеся заслуги, иметь родственные связи, чтобы сделаться сыном его. Сейчас мы жалуемся, что у нас мало земли, что в некоторых станицах её приходится на пай уже 5-6 десятин и что казакам стало жить тесно. Казалось бы, что и то, и другое должно бы постоянно напоминать нам быть крайне разборчивыми при приёме в свою среду. Ведь, всякий, вновь принятый в наше сословие, отнимает у нас и часть земли, и часть других угодий и что такой приём не только не желателен для нас, но и разорителен. Что ни приём, то убыль. Действительность же показывает совсем иное.

Сплошь и рядом приходится то читать, то слышать, что такая-то станица приняла в свою среду такого-то крестьянина или мещанина, и такая-то такого-то купца или почётного гражданина, третья – совершенно неизвестного чиновника или офицера, ищущего звание казака ради карьеры, а иногда и с нехорошим прошлым. При этом обыкновенно добавляют, что всё дело уладилось или за незначительное денежное пожертвование, или же посредством всемогущего магарыча. Чаще всего через последний: 5-6 вёдер (60-70 литров) водки – и дело сделано. Просто не хочется верить, чтобы это так было всё. Уж больно как то просто выходит. Неужели высокое ″звание казака″, добытое подвигами и кровью наших славных предков, так измельчало для нас, что им перестали дорожить? Или и сам казак измельчал и опустился? Но, ведь, нет ни того, ни другого. И за примером недалеко ходить. Возьмём хотя бы теперешнее время. Разве оно нам, да и всей России, не доказало воочию, что донской казак – всё тот же славный казак, что и 200-300 лет тому назад.
Он также неустрашим, он также полон самопожертвования, он всё тот же рыцарь в душе, что и в давно прошедшее время. Он – всё тот же. Да, повторяем, он всё тот же, но только на поле брани или при защите своего Отечества от врагов внутренних. Там он неизменен и велик. В частной же жизни казак, по-видимому, начинает мельчать.

Меркантильность и торгашество становятся ему не чужды. И эти два порока пустили уже настолько глубокие корни, что с этим злом необходимо бороться и бороться самым радикальным образом. Это же торгашество сказывается в казаке и во время приёма иногородних в своё сословие. Достаточно посулить ему 200-300 рублей и он будет согласен на всё. Но это в лучшем случае… Неужели, станичники, водка или три сотни рублей для нас дороже, чем наши бессмертные казачьи традиции? Разве мы купили их на деньги? Разве они нам легко достались? Почему же мы теперь не дорожим ими и раздаём их с лёгким сердцем направо и налево? Историческое звание ″казак″ для нас как будто бы, утратило всякое значение. Точно это такой пустяк, о котором, мол, не стоит и говорить. Не стыдимся даже торговать этим титулом, добытым кровью и страшными лишениями наших бессмертных предков. За деньги можно сделаться казаком. Кто больше даст, тот и казак.

Пора, станичники, опомниться. Пора нам понять, что нельзя всякого встречного брать в свою славную семью. Мы не в праве так необдуманно распоряжаться своим историческим достоянием, тем, которое стоило нашим – и далёким, и близким – предкам не только величайшего труда и лишений, но и многих тысяч человеческих жизней. С большим разбором нам следует принимать в казачье сословие всякого просящегося. Пусть в нашу среду поступают только те, которые окажут нам в чём-нибудь важные услуги, которыми мы вправе были бы гордиться. Пусть наш казачий мундир носится с честью и не даётся только за деньги, а тем паче – за водку. Не следует торговать почётным именем казака. Это – недостойно его. Казак – рыцарь, а не торгаш. Иначе нас перестанут уважать не только наши враги, но и наши друзья.

И. Назаров

Газета «Донские областные ведомости» № 165 - 268 1906 год.

продолжение ⇨

НавигаторКазачье войско
Подборка "Приём в казачье сословие"