Найти тему

Где «болит»‎ у паллиативной помощи?

Директор Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Елена Мартьянова рассказала «Коммерсанту» о том, какие ключевые изменения произошли в системе паллиативной помощи за 10 лет, а также о том, почему обезболивание и качественный уход по-прежнему доступны не всем — и что нужно, чтобы это изменить.

🌿Собрали глав
ные тезисы ниже, а полный текст интервью вы можете прочитать на сайте «Коммерсанта».

Директор Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Елена Мартьянова
Директор Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Елена Мартьянова

1 тезис
По официальным данным, каждый год в России в паллиативной помощи нуждаются
1,2 млн человек, а получают ее около 50 – 60% нуждающихся.

Но это очень
формальный подсчет, учитывающий количество выездов или дней, которые человек провел в учреждении, а не реальное число людей, получивших помощь. По экспертной оценке фонда, их количество намного ниже, потому что нет регулярной системы оценки качества помощи.

2 тезис
На паллиативную койку в стационаре Москва выделяет
7 тысяч рублей в сутки, регионы — от 2 до 5 тысяч рублей.

Ситуация с бюджетами в регионах разная, и потому не существует единого подхода к формированию тарифа на паллиативную помощь, как и
нет единых стандартов оказания помощи в конце жизни при разных заболеваниях. А они должны быть — и должны базироваться на клинических рекомендациях и единых федеральных стандартах.

3 тезис
Особенно остро стоит вопрос
обезболивания неонкологических пациентов. Врачи пока еще не всегда и не везде умеют правильно подбирать сильнодействующие наркотические препараты, часто возникают сложности с назначением препаратов именно неонкологическим пациентам. И, увы, пока только в Москве выездная служба выписывает рецепт на обезболивающее у постели пациента. В остальных регионах — отправляют в поликлинику. Это совершенно разные уровни помощи.

Работа выездной службы
Работа выездной службы

4 тезис
Пандемия сильно
ударила по паллиативной помощи. Многие врачи ушли из сферы паллиативной помощи в красные зоны госпиталей, потому что там были надбавки, а здесь — нет. Отделения паллиативной помощи перепрофилировались под ковидные. Кроме того, в регионах и раньше было сложно найти специалистов, а сейчас, когда многие люди уехали из России, стало еще сложнее.

5 тезис
Паллиативная помощь должна быть не экстренной, а
плановой. Если врач понимает, что лечение не дает ожидаемых результатов, а тягостная симптоматика нарастает, то человека признают нуждающимся в паллиативной помощи. Ее суть в том, чтобы избавить человека от тягостных симптомов, повысить качество жизни, обеспечить необходимую психологическую и социальную поддержку всей семье. При этом, в идеале, паллиативная помощь не прекращается после смерти человека — специалисты продолжают быть с его близкими в период горевания.

📌 Полный текст читайте
на сайте «Коммерсанта».