Найти тему
Navygaming Channel

Эсминец «Дерзкий» в составе 1-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота/Часть 4. Финальные схватки

Продолжаем (заканчиваем) публикацию материалов по первым "новикам" Черноморского флота. Начало истории эскадренных миноносцев типа "Дерзкий" можете найти на нашем канале ЗДЕСЬ и ТУТ.

Продолжение, начало статьи - ЗДЕСЬ и ВОТ ЗДЕСЬ и ЕЩЕ ТУТ

Эсминец «Дерзкий» по полном ходу, 1917 год
Эсминец «Дерзкий» по полном ходу, 1917 год

Вторая половина 1916 года для "Дерзкого" и его систершипов также оказалась не менее насыщенной. Как мы помним, в июле эсминец участвовал в нескольких выходах на минные постановки. В ходе одной из следующих постановок «Дерзкому» удалось дополнительно отличиться. Ночью 8 августа (20-21 августа) после постановки 160 мин у мыса Хиссар-Каясы к западу от Босфора «Дерзкий» под брейд-вымпелом начальника дивизиона капитана 1-го ранга Немитца вместе с «Пронзительным» на обратном пути у берегов Болгарии перехватили турецкий пароход «Кескул», который вошел (в дальнейшем) как транспорт «Туркестан» в состав ЧФ.

Буквально через два дня «Дерзкий» вместе с четырьмя «новиками» принял участие в нанесении авиаударов по Варне. Командовал операцией сам командующий флотом вице-адмирал А.В.Колчак, флаг которого был поднят на «Счастливом». Сам удар по порту Варны прошел планово, эсминцы в ходе его обеспечивали прикрытие трех авиатранспортов. А вот на обратном пути корабли сами оказались объектами для ударов германской авиации. Эсминцам пришлось отражать атаки своими «противоаэропланными» пушками и 102-мм орудиями. Из этого похода «Дерзкий» вернулся невредимым, а вот «Поспешному» (эсминец типа «Счастливый») не повезло – в него попало две бомбы, повреждения после которых пришлось исправлять две недели.

Эсминец «Поспешный» в Южной бухте Севастополя, 1916 год
Эсминец «Поспешный» в Южной бухте Севастополя, 1916 год

Интересно, что впоследствии эсминцы начали активно действовать вместе с авиатранспортами, так, 25-26 сентября «Дерзкий» и «Пылкий» с авиатранспортом «Николай I» выходили в море для прикрытия перевозки войск из Одессы в Констанцу.

Осенью эсминцы продолжили установку минных заграждений для блокады Босфора, эффект от которых был таким сильным, что противник временно запретил своим кораблям заходить из Варны в Босфор, несмотря на активные работы по тралению пролива.

Эскадренный миноносец "Счастливый" - головной во второй серии черноморских "новиков"
Эскадренный миноносец "Счастливый" - головной во второй серии черноморских "новиков"

Еще одной необычной операцией для «Дерзкого» стал выход 14 октября (29 октября) вместе со «Счастливым» и «Пронзительным» к Констанце с задачей уничтожения складов с большими запасами нефти и бензина. Однако этот рейд оказался неудачным – из-за сильного шторма пришлось вернуться в Севастополь. Эту попытку повторили 17 октября (2 ноября), на этот раз «Дерзкий», «Счастливый и «Поспешный» действовали в охранении крейсера «Память Меркурия», главной ударной силы отряда. Но и на этот раз стрельба с большой дистанции при противодействии береговых батарей и подводной лодки результата не дала. Удача улыбнулась в третий раз – в ночь на 22 октября (4 ноября) большинство нефтебаков было уничтожено.

В конце ноября «Дерзкий» снова был задействован для постановки минных заграждений.

- 13-14 ноября вместе с «Пылким» под прикрытием КР «Память Азова» поставил минное заграждение (120 мин) у Констанцы, при этом эсминцы обеспечили точность постановки мин для сетевого заградителя «Эльборус»;
- ночью 17 ноября также вместе с «Пылким» поставил минное заграждение уже у Босфора (120 мин), к западу от входа в пролив;
- ночью 20 ноября снова с «Пылким» поставил новое заграждение уже к востоку от входа в пролив Босфор (120 мин).
Эсминец «Пылкий», один из эсминцев второй серии (тип «Счастливый»)
Эсминец «Пылкий», один из эсминцев второй серии (тип «Счастливый»)

По имеющимся данным, на последнем заграждении (в районе мыса Кара-Бурну Румелийский) 7 декабря погибла со всем экипажем германская подводная лодка UB-46, что существенно снизило активность немецких субмарин на Черном море.

Следующая постановка 17-18 декабря была довольно необычная. В ней «Дерзкий» действовал с двумя «угольными» эсминцами «Живой» и «Жаркий». Мины ставились между входом в Босфор и ранее поставленными заграждениями. При этом ЭМ «Дерзкий» служил одновременно навигационным ориентиром и плавучей минной базой (72 мины образца 1912 года), стоя на якоре в стороне от района постановки мин. Мины ставились «Живым» и «Жарким», которые пополняли свой запас мин с «Дерзкого» (по 12 мин).

Можно только представить насколько увлекательное это было занятие - перегрузка мин с одного эсминца на другой, в море, вблизи вражеского побережья!
«Угольный» эсминец «Жаркий» также стал активным участником минных постановок русского флота
«Угольный» эсминец «Жаркий» также стал активным участником минных постановок русского флота

Как отмечают В.П.Заблоцкий и В.А.Левицкий: «…Результаты же блокадной деятельности флота, главную роль в которой играли эсминцы, были таковы, что к концу 1916 года в распоряжении турецкого командования на Черном море осталось всего два (!)угольных транспорта». Весомый вклад в достижение такого результата сделал и «Дерзкий». В целом за год «Дерзкий» совершил 19 боевых походов, приняв участие в уничтожении более 260 турецких парусников и пароходов.

С 14 января по 18 января 1917 года «Дерзкий» в паре с «Поспешным» (флаг командира 1-го дивизиона) действовал на коммуникациях между Орду и Синопом. В ходе этого рейда «Дерзкий» в районе Ак-Лиман – Синоп потопил 12 парусно-моторных шхун, «Поспешный» также отличился, записав на свой счет еще 6 захваченных шхун и одну уничтоженную. После этого «Дерзкий» встал на ремонт.

Эсминец «Поспешный» (тип «Счастливый») в Южной бухте пополняет запасы, 1916 год
Эсминец «Поспешный» (тип «Счастливый») в Южной бухте пополняет запасы, 1916 год

Весна для «Дерзкого» прошла в ремонте, и наиболее значимой боевой операцией для него стало участие в попытке перехвата немецкого «Мидилли» («Бреслау»). Это случилось 13 июня (26 июня) 1917 года, когда корабли Черноморского флота после очередной минно-заградительной операции у Босфора возвращались на базу. «Дерзкий» вместе с ЭМ «Пылкий» входил в отряд заградителей (флагман – вспомогательный крейсер «Король Карл»), причем вскоре после выхода в море «Пылкий» из-за аварии в машине вернулся в Севастополь.

Линкор «Императрица Екатерина Великая», флагман одной из маневренных групп русского флота
Линкор «Императрица Екатерина Великая», флагман одной из маневренных групп русского флота

Немецкий крейсер был замечен с линкора «Свободная Россия» (переименованная «Императрица Екатерина Великая») 13 июня около 12:30, и уже в 13:00 эсминец «Гневный», посланный на разведку, опознал «Мидилли» и вступил с ним в перестрелку, отходя в направлении маневренной группы, чтобы навести противника на линкор. Это удалось, и вскоре русский линейный корабль открыл огонь по противнику, однако, как всегда, немецкий крейсер не принял бой и на полном ходу начал уходить в сторону Босфора. Через два часа погони «Мидилли» («Бреслау») вошел в Босфор, в очередной раз уйдя от погони. В этой ситуации «Дерзкий» из-за большого расстояния не смог выйти на дистанцию торпедного выстрела и помешать немецкому крейсеру уйти.

В конце июня – июле активность эсминцев дивизиона по-прежнему оставалась высокой: «Дерзкий» вместе с другими «новиками», в состав которых вошли новые эсминцы типа «Фидониси», продолжил выходить к Босфору или к турецкому побережью для уничтожения судоходства и разведки. Так, 18 (31) июля 1917 года «Дерзкий» вышел к Анатолийскому побережью с задачей захвата парусной шхуны и высадки с ее помощью в районе Синопа группы разведчиков. Но из-за противодействия противника, обнаружившего эсминец и обстрелявшего его десантную партию при попытке захватить стоявшую на якоре шхуну, это не удалось. Потери экипажа составили два человека убитыми и два ранеными.

Эсминец «Дерзкий» в море под брейд-вымпелом начальника дивизиона, 1915 год
Эсминец «Дерзкий» в море под брейд-вымпелом начальника дивизиона, 1915 год

После небольшого перерыва 14 (27) августа – 2 (15) сентября эсминцы снова появились на коммуникациях у берегов Анатолии. Эсминцы действовали парами по 2-3 дня в определенном районе. Так, «Дерзкий» вместе с новым эсминцем «Фидониси» 31августа (13) – 2 (15) сентября осуществляли разведку побережья (м.Шиле – м.Баба) в рамках подготовки к планировавшейся в Синопе высадке десанта. В дальнейшем походы к турецкому побережью продолжились.

Вскоре Черноморскому флоту выпал последний в ходе войны шанс перехватить крейсер «Мидилли», который вновь не был использован. Командующий флотом контр-адмирал А.В.Немитц, который держал флаг на эсминце «Дерзкий», 19 октября (1 ноября) выслал в море три маневренные группы для перехвата противника, намереваясь по всем правилам перекрыть вход в пролив и уничтожить противника. Но операция оказалась сорванной командой линкора «Свободная Россия», самовольно оставившей позицию и возвратившей свой корабль в Севастополь. На этот раз сказались последствия революционных событий, которые вскоре привели к полному развалу флота.

Эсминец «Фидониси» - представитель новейшей серии русских «новиков» на Черном море
Эсминец «Фидониси» - представитель новейшей серии русских «новиков» на Черном море

Итак, Первая мировая война для «Дерзкого» закончилась, и в ходе ее он доказал как эффективность своего проекта, так и подтвердил большие возможности, реализованные в этом корабле. По результативности, если сравнить его достижения с остальными тремя кораблями своего проекта, он занимает второе место – 114 уничтоженных парусников, 11 потопленных транспортов и судов, 1 захваченный пароход. Кроме того, на счету эсминца две канонерские лодки, потопленные совместно со своими «систершипами». Эти цифры, разумеется, только приблизительно могут подчеркнуть большой вклад этого корабля и его экипажа в ход войны на Черном море.

Эсминцы «Громкий», «Дерзкий» и транспорт «Кронштадт» в порту
Эсминцы «Громкий», «Дерзкий» и транспорт «Кронштадт» в порту

Но этого достаточно, чтобы сделать вывод: эсминец «Дерзкий» – один из самых боеспособных и активных эсминцев Черноморского флота в годы Первой мировой. И тем трагичнее будут выглядеть события, которые выпадут на долю этого корабля в годы гражданской войны.

Источники: Апальков, Ю. ВМС Германии.1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Афонин, Н. Эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Шестаков» / Н.Н.Афонин //Мидель-шпангоут, № 34 – 2013.- 102 с.; Граф, Г. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию /Г.К.Граф.- СПб: Гангут,
1997. – 488 с.; Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий//Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый» /В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий//Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Козлов, Д. «Странная война» на Черном море (август – октябрь 1914 года) /Д.Ю.Козлов. – М: Квадрига, 2009. – 223 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик» /Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л:Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/ В.Ю.Усов // Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.- 38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с.