О кусковском гроте и эстетике гротического искусства
Тайный маленький дом, диковинная пещера, убежище от постылых будней и нескончаемых забот есть, наверное, у каждого. В той или иной мере, будь то книжка, сериал, игра или, в конце концов, собственное творчество. Уютная норка, куда можно с удовольствием юркнуть и спрятаться от всего мира.
У каждого прибежище свое: кому-то достаточно включить комп или открыть книгу, а кому-то приходится погружаться глубоко-глубоко, в глубинное подводное царство, куда не доходят звуки битв и прочий информационный шум. На большой глубине, как и на большой высоте, открывается диковинный мир, наполненный редкостными сокровищами, недоступными обычному глазу.
Тема погружения, ухода, бегства от мирового зла давно живет в человеческой культуре, а в детской игре, пожалуй, самая востребованная. Недаром сакральное «я в домике!» - последний аргумент. Жюльверновский «Наутилус», вся культура внутренней эмиграции — уход в глубину, а любимый многими детский фильм «Мэри Поппинс, до свидания!» буквально воспроизводит подземную модель подводной лодки, где можно спокойно переждать все мнимые и подлинные угрозы.
Итак, грот. Таинственная пещера, олицетворяющая то ли подводное, то ли подземное царство, необычное, сказочное, наполненное диковинками и украшенное дарами водных стихий. Гроты (от итальянского grotta — пещера) появились в Италии в 16 веке, где использовались в качестве купален. Небольшие изящные павильоны распространились в 18 веке по всей Европе, где использовались для утонченного отдыха и изысканных развлечений в жаркие летние дни. В гротах устраивали кунсткамеры, звучала музыка; их украшали диковинными раковинами, сверкающим стеклом — в них создавали свой сказочный мир, пленяющий нездешней красотой.
Да, художникам было, где разгуляться! Фантазия, не скованная архитектурными условностями и рамками, царствовала здесь безраздельно. Ведь мир, созданный в гроте, должен отличаться от всего земного и всего привычного. Этот мир давал творческому гению полную свободу.
Кусковский грот был построен в 1756-1761 гг по проекту крепостного архитектора Ф. Аргунова. В его постройке и внутренней отделке участвовали знаменитые резчики и «гротичных дел» мастера. Недавно Грот полностью отреставрировали, и он открылся перед гостями во всей сказочной подводной красе.
Реставраторы полностью восстановилиракушечное убранство интерьера, создающее подводную сказку на земле. Павильон вновь отделан24 видами раковин Индийского, Атлантического и Тихого океанов, Черного и Средиземного морей.
Узоры, выложенные из раковин, цветного туфа, битого стекла и зеркал фосфоресцируют, отражая холодный свет; стены сверкают и переливаются, лаская глаз и вызывая множество поэтических ассоциаций — гротическое пространство буквально лучится нездешней красотой и изысканным сочетанием формы и цвета.
Ракушками отделаны старинные скульптуры, филигранно передающие детали и даже черты лиц. Сверкающие статуэтки выполнены с тщательностью и изяществом, излюбленными старыми мастерами.
Перед нами оживают обитатели фантастического подводного царства, и даже свет майской зелени напоминает подводный зеленоватый отсвет глубинного мира, чьи обитатели похожи на нас, и даже так же лечат зубы! Разница только в том, что они состоят из ракушек, отливающих глубоководным сиянием.
Изысканные интерьеры гротического царства наполнены, разумеется, гротической мебелью, созданной из огромных перламутровых раковин. Они могли бы показаться кукольной мебелью, если бы не были обычных размеров обычной мебели. Но в этом и заключается сказка, подаренная настоящим искусством.
Изящество, с каким выполнено внутренняя отделка грота, невозможно сравнить ни с чем! Прихотливость узоров, изысканность линий, выверенная цветовая симфония — все говорит о Царстве не от мира сего. О царстве гармонии, почти немыслимой на земле.
Античный философ Порфирий в трактате «О пещере нимф» утверждал, что тайна грота невидима для простых смертных. Для них он всего лишь природная фантазия, невидимые духи природы. Грот оживает благодаря поэзии, музыке, бессмертному искусству, которое родом не от мира сего. Отблеск Вечности — живое искусство делает незримый мир доступным для восприятия тонких натур, восприимчивых к гармонии, присутствующей на земле лишь легким отголоском.
Грот — граница между зримым и невидимым миром. Место созерцания, поэтического размышления, полетов во сне и наяву. Грот — своеобразный пропуск в иные миры, открытые для всех, но открывающиеся не каждому. Он словно бы и на земле, и на воде, и в этой жизни, и в ином измерении.
Грот — верх изящества и убежище тех, кто чувствует и знает, что жизнь неодномерна, реальность — нелинейна, а вечность всегда где-то рядом. Где-то с нами. И всегда готова открыться.