Один из старейших клубов Самары - «Благородное собрание» - изначально создавался для общения родовитых и образованных граждан. Через некоторое время ряды привилегированного учреждения пополнились сотнями членов уже без сословных различий и званий - но готовых платить немалые членские взносы.
Главной целью Благородное собрание объявило содействие развитию в губернии культуры и просвещения. Созданное его членами «Общество поощрения образования» выплачивало нуждающимся самарским гимназистам стипендий и пособий, а «Общество любителей музыкального и драматического искусства» занималось, соответственно, организацией и проведением общедоступных музыкально-драматических мероприятий. Средства изыскивались, помимо членских взносов, доходами от благотворительных концертов, спектаклей и литературных вечеров.
С 1864-го года Собрание арендовало принадлежавший Егору Аннаеву особняк на улице Дворянской - в те времена один из лучших в городе.
Точная дата постройки неизвестна, а стилистически здесь наблюдается отход от скучноватого провинциального классицизма 1860-х и присутствие черт неоренессанса. Главный фасад изначально двухэтажного здания имел симметричную трехчастную композицию с фланкирующими трехосевыми выступами-ризалитами. Углы ризалитов в уровне первого этажа выделялись пилястрами с вертикальными нишами и лепными кольцами-медальонами в середине., в уровне второго этажа были оформлены желобками-каннелюрами.
По центру обоих ризалитов находились парадные входы, окна по бокам от дверных проемов в первом этаже имели прямоугольную форму , декорировались рамочными наличниками и – наследие «образцовых проектов – прямыми сандриками с круглой бровкой в середине. Оконные проемы второго этажа ризалитов имели полуциркульное завершение, междуоконные простенки и надоконное пространство были заполнены необычными для каменного фасада лепными узорами, имитирующими русскую деревянную резьбу.
Центральная часть фасада в уровне первого этажа полностью рустована с имитацией клинчатых перемычек над прямоугольными окнами с рамочными наличниками, окна второго этажа оформлены узкими наличниками с узорчатой верхней частью и подоконным поясом с рядом вертикальных филенок. Венчающий карниз поддерживался фигурными кирпичными кронштейнами, боковые ризалиты завершались фигурными аттиковыми стенками с лепным декором и круглыми люкарнами. Большой зал на втором этаже имел стеклянную крышу, и литературно-музыкально-драматические мероприятия были особенно впечатляющими при эффектном верхнем освещении.
27 сентября 1889-го года в залах Благородного собрания произошло знаковое событие – открылась первая в истории Самары художественная выставка членов Товарищества передвижных художественных выставок. Экспонировались работы Г. Мясоедова, А. Ярошенко, В.Маковского, В. Поленова, И. Шишкина и П. Брюллова.
Как писала 30 сентября 1889 года в передовой статье «Самарская газета» , «В наш город эта выставка приехала не с целью нажить барыши, а с чисто педагогической целью. Товарищество, затеявшее это благое дело, будет очень радо, если заложит в самарцах искру любви к русскому народному таланту и его стремлениям поднять в провинциальном обществе уровень эстетического и художественного образования и развития».
Поднять в Самаре уровень эстетического и общего развития стремились не только передвижники. Еще в 1880-е годы в Самаре начал формироваться городской музей. Инициатором создания выступил Петр Алабин, которого мы привыкли воспринимать как крупного чиновника и общественного деятеля – при этом по отзывам позднейших историков, «его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком, краеведом,библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ» .
Многообразием талантов Петр Владимирович , похоже, превосходил Леонардо да Винчи, а для будущего музея, ставшего его любимым детищем, не только разработал научную концепцию, но и подарил собственные коллекции – нумизматическую и орнитологическую. Публичный музей должен был иметь общеобразовательный характер и служить средством «наглядного ознакомления с Самарским краем в отношениях: антропологическом, с его живым и растительным миром,
сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной,
кустарной, фабричной)». В духе грядущей индустриализации губернии ставилась задача «развивать эстетический вкус в посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретенных орудий и машин,служащих для облегчения труда».
В выпущенной листовке Самарский Городской Публичный Музей обращался «ко всем лицам, интересующимся русской стариной с просьбой доставлять сведения о местных древних памятниках и содействовать приобретению для Самарского Городского Музея как отдельных старинных вещей, так и целых коллекций». Первыми же экспонатами Самарского городского публичного музея стали подаренные Великим князем Николаем Константиновичем комплект одежды и походных принадлежностей туркмен с седлами и шашками.
Дом Благородного собрания в 1896-м году городская Управа у Егора Аннаева выкупила. Кроме переехавшей из дома Христензена публичной библиотеки и музея, в нем - с подачи передвижников – регулярно устраивались выставки самарских художников. Весной 1897 г. на открытии VI периодической выставка «Самарского кружка любителей искусства» от имени её участников купец и художник К.П. Головкин предложил городской Думе часть выставленных работ в дар. Картины положили начало новому художественному отделу музея.
Датой возобновления культурной жизни в здании после революции, гражданской войны и нескольких лет голода и разрухи можно считать 1 мая 1925-го года. В этот день открылась первая выставка Общества пролетарских художников Самары, где тридцать авторов представили свыше трех сотен работ.
В 1929 г. публичный музей преобразовали в краеведческий, в 1937 г. на базе художественного отдела открылся самостоятельный художественный музей, а в следующем году экспозиция переехала в другое здание. Бывший особняк Благородного собрания надстроили третьим этажом и передали под размещение Дома культуры профтехобразования. Сейчас здание служит «Центром социализации молодежи».
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете