Найти в Дзене

В Самару! Благородное собрание, "передвижники", "рождение" музея, таланты градоначальника и "деревянная резьба" каменного особняка

Один из старейших клубов Самары - «Благородное собрание» - изначально создавался для общения родовитых и образованных граждан. Через некоторое время ряды привилегированного учреждения пополнились сотнями членов уже без сословных различий и званий - но готовых платить немалые членские взносы.

Принадлежавший Егору Аннаеву особняк был одним из красивейших зданий города
Принадлежавший Егору Аннаеву особняк был одним из красивейших зданий города

Главной целью Благородное собрание объявило содействие развитию в губернии культуры и просвещения. Созданное его членами «Общество поощрения образования» выплачивало нуждающимся самарским гимназистам стипендий и пособий, а «Общество любителей музыкального и драматического искусства» занималось, соответственно, организацией и проведением общедоступных музыкально-драматических мероприятий. Средства изыскивались, помимо членских взносов, доходами от благотворительных концертов, спектаклей и литературных вечеров.

В изначально двухэтажном здании на втором этаже находился зал со стеклянной крышей
В изначально двухэтажном здании на втором этаже находился зал со стеклянной крышей

С 1864-го года Собрание арендовало принадлежавший Егору Аннаеву особняк на улице Дворянской - в те времена один из лучших в городе.

Фото Н.Масловой
Фото Н.Масловой

Точная дата постройки неизвестна, а стилистически здесь наблюдается отход от скучноватого провинциального классицизма 1860-х и присутствие черт неоренессанса. Главный фасад изначально двухэтажного здания имел симметричную трехчастную композицию с фланкирующими трехосевыми выступами-ризалитами. Углы ризалитов в уровне первого этажа выделялись пилястрами с вертикальными нишами и лепными кольцами-медальонами в середине., в уровне второго этажа были оформлены желобками-каннелюрами.

-4

По центру обоих ризалитов находились парадные входы, окна по бокам от дверных проемов в первом этаже имели прямоугольную форму , декорировались рамочными наличниками и – наследие «образцовых проектов – прямыми сандриками с круглой бровкой в середине. Оконные проемы второго этажа ризалитов имели полуциркульное завершение, междуоконные простенки и надоконное пространство были заполнены необычными для каменного фасада лепными узорами, имитирующими русскую деревянную резьбу.

Надстроенный третий этаж красоты не добавил, но выглядит в целом тактично
Надстроенный третий этаж красоты не добавил, но выглядит в целом тактично

Центральная часть фасада в уровне первого этажа полностью рустована с имитацией клинчатых перемычек над прямоугольными окнами с рамочными наличниками, окна второго этажа оформлены узкими наличниками с узорчатой верхней частью и подоконным поясом с рядом вертикальных филенок. Венчающий карниз поддерживался фигурными кирпичными кронштейнами, боковые ризалиты завершались фигурными аттиковыми стенками с лепным декором и круглыми люкарнами. Большой зал на втором этаже имел стеклянную крышу, и литературно-музыкально-драматические мероприятия были особенно впечатляющими при эффектном верхнем освещении.

Члены "Товарищества передвижных художественных выставок"
Члены "Товарищества передвижных художественных выставок"

27 сентября 1889-го года в залах Благородного собрания произошло знаковое событие – открылась первая в истории Самары художественная выставка членов Товарищества передвижных художественных выставок. Экспонировались работы Г. Мясоедова, А. Ярошенко, В.Маковского, В. Поленова, И. Шишкина и П. Брюллова.

«Христос и грешница» Василия Поленова впервые была представлена публике на выставке в Самаре
«Христос и грешница» Василия Поленова впервые была представлена публике на выставке в Самаре

Как писала 30 сентября 1889 года в передовой статье «Самарская газета» , «В наш город эта выставка приехала не с целью нажить барыши, а с чисто педагогической целью. Товарищество, затеявшее это благое дело, будет очень радо, если заложит в самарцах искру любви к русскому народному таланту и его стремлениям поднять в провинциальном обществе уровень эстетического и художественного образования и развития».

Основатель и первый директор Самарского Публичного музея Петр Алабин
Основатель и первый директор Самарского Публичного музея Петр Алабин

Поднять в Самаре уровень эстетического и общего развития стремились не только передвижники. Еще в 1880-е годы в Самаре начал формироваться городской музей. Инициатором создания выступил Петр Алабин, которого мы привыкли воспринимать как крупного чиновника и общественного деятеля – при этом по отзывам позднейших историков, «его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком, краеведом,библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ» .

Стены главного фасада оштукатурены, архитектурные детали выделены белым цветом.
Стены главного фасада оштукатурены, архитектурные детали выделены белым цветом.

Многообразием талантов Петр Владимирович , похоже, превосходил Леонардо да Винчи, а для будущего музея, ставшего его любимым детищем, не только разработал научную концепцию, но и подарил собственные коллекции – нумизматическую и орнитологическую. Публичный музей должен был иметь общеобразовательный характер и служить средством «наглядного ознакомления с Самарским краем в отношениях: антропологическом, с его живым и растительным миром,
сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной,
кустарной, фабричной)
». В духе грядущей индустриализации губернии ставилась задача «развивать эстетический вкус в посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретенных орудий и машин,служащих для облегчения труда».

Нынешний адрес -ул. Куйбышева, 131
Нынешний адрес -ул. Куйбышева, 131


В выпущенной листовке Самарский Городской Публичный Музей обращался «ко всем лицам, интересующимся русской стариной с просьбой доставлять сведения о местных древних памятниках и содействовать приобретению для Самарского Городского Музея как отдельных старинных вещей, так и целых коллекций». Первыми же экспонатами Самарского городского публичного музея стали подаренные Великим князем Николаем Константиновичем комплект одежды и походных принадлежностей туркмен с седлами и шашками.

Константин Павлович Головкин
Константин Павлович Головкин

Дом Благородного собрания в 1896-м году городская Управа у Егора Аннаева выкупила. Кроме переехавшей из дома Христензена публичной библиотеки и музея, в нем - с подачи передвижников – регулярно устраивались выставки самарских художников. Весной 1897 г. на открытии VI периодической выставка «Самарского кружка любителей искусства» от имени её участников купец и художник К.П. Головкин предложил городской Думе часть выставленных работ в дар. Картины положили начало новому художественному отделу музея.

Одна из подаренных музею картин К.П. Головкина
Одна из подаренных музею картин К.П. Головкина

Датой возобновления культурной жизни в здании после революции, гражданской войны и нескольких лет голода и разрухи можно считать 1 мая 1925-го года. В этот день открылась первая выставка Общества пролетарских художников Самары, где тридцать авторов представили свыше трех сотен работ.

Тонкий лепной декор имитирует деревянную резьбу
Тонкий лепной декор имитирует деревянную резьбу

В 1929 г. публичный музей преобразовали в краеведческий, в 1937 г. на базе художественного отдела открылся самостоятельный художественный музей, а в следующем году экспозиция переехала в другое здание. Бывший особняк Благородного собрания надстроили третьим этажом и передали под размещение Дома культуры профтехобразования. Сейчас здание служит «Центром социализации молодежи».

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете