Здравствуйте, дорогие читатели! Месяц назад я писал статью о том, что представители РПЦ активно пытаются "влезть" в сферу образования. Тогда речь шла о предложении Председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерея Феодора Лукьянова создать этический кодекс педагога. Статья вышла достаточно обсуждаемой, но забавно то, что многие читатели посчитали, что я веду антицерковную политику, требую запретить церковь и еще много всего. В общем, были личности, которые предали меня анафеме. При этом я, по сути, в статье говорил о том, что не нужно со своими идеями лезть в сферу, к которой РПЦ не имеет отношения. Что у педагогов и так есть свой этический кодекс и они живут в достаточно жестких рамках и под пристальным взглядом общества.
Честно говоря, думал, что к теме взаимоотношений РПЦ и образования больше возвращаться не придется. Ведь только буквально на днях у меня утихли споры в комментариях по данной теме. Но нет. РПЦ предложила новую инициативу и я очень сомневаюсь, что ее радостно встретят представители других религий, да и педагогическое сообщество (основная масса). Итак, речь о внесении церковнославянского языка в школьную программу начальных классов.
Ну что? Как вам идея? И мотивировано все тем, что церковнославянский язык, является «неотъемлемой частью русского языка», и его изучение способствовало бы реализации курса на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и борьбе с иностранными заимствованиями в русском языке.
Да, я согласен, что когда-то Россия была православной. Согласен, что многие традиции основаны на религиозных моментах. Но друзья! Мы живем в 21 веке! Россия простирается от Калининграда и до Владивостока! Мы многонациональное и многоконфессиональное государство (для справки, более 190 народов). Российские духовно-нравственные ценности (заметьте Российские, а не Русские!) - это ценности всех народов проживающих на территории страны, это их культура, жизненные уклады и отношение к религии.
Помимо запретительных мер, которые, как известно, не самые эффективные, важно было бы использовать и какие-то меры поддержки развития русского языка, и в том числе церковнославянского языка как неотъемлемой части русского языка. И в этой связи, на мой взгляд, было бы очень важно поставить вопрос о преподавании церковнославянского языка в начальной и средней школе. На мой взгляд, такая мера была бы очень своевременна и целесообразна, — сказал председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев)
Вот скажите мне в чем целесообразность этого предложения? В том, чтобы снова разделить общество по религиозному принципу? Ведь, по сути, мы только пришли к тому, что представители разных религий стали относится друг другу более менее терпимо. Ушла та ненависть и вражда, которые были еще 10-15 лет назад. Неужели не понимают в РПЦ, что введение подобных уроков вызовет негативную реакцию представителей других конфессий? А еще, по словам епископа, выходит, что представители других религий не обладают "нужными" духовно-нравственными ценностями.
Это все замечательно, но эти ценности транслируются главным образом через церковь. Соответственно, люди должны понимать язык церкви. <…> Все-таки церковнославянский язык — это язык церкви, он самим фактом своего существования, самими текстами, которые на нем написаны, уже свидетельствует о церкви Христовой, о евангельских истинах, — отметил епископ Луховицкий.
При всем моем уважении к церкви, я не согласен с позицией епископа. Мне духовно-нравственные ценности, например, транслировали родители. И знаете, мои духовно-нравственные ценности, еще ни разу не подвергались критике со стороны других людей. Прописные истины о том, что можно делать, а что нельзя, мне тоже донесли родители, а не церковь. Сколько бы ни говорили о том, что главная книга - это Библия, я не разделяю этого мнения. Мы живем в правовом государстве. У нас есть главенство Закона. И главный Закон - Конституция РФ, в которой, напомню, прописано, что Россия - это светское государство. Кстати, есть и отдельный Закон, в котором прописано, что можно делать, а что нет. Называется Уголовный кодекс. В нем не только о "грехах", но и о земном наказании за их совершение.
Далее представитель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата говорит следующее:
Введение в школьную программу курсов церковнославянского языка было бы также важным инструментом и для адаптации и инкультурации мигрантов, новых жителей России.
Согласен, что те кто приезжает в нашу страну работать и жить - обязаны с уважением относится к нашей культуре и не навязывать свою. Но имеем ли мы право навязывать им свою культуру и религию? Основная масса мигрантов - представители Азии. Там наиболее развитой религией является Ислам. А представители ислама очень остро реагируют на навязывание им других взглядов. Очень сомневаюсь, что они воспримут такое воздействие на своих детей положительно. Понимаю, что многие скажут, что раз не хотят приобщаться к нашей церкви, то пусть к нам сюда не едут. Но постойте! Представьте себя на их месте! Представьте, что вы, например, по каким-то обстоятельствам перебрались жить в другую страну и вас там жестко начали приобщать к культуре и религии? Согласитесь вам это не сильно понравится.
Но оставим культурологические и религиозные вопросы. Давайте подумаем каким образом встроить данный курс в школьную программу? Все и так жалуются, что дети перегружены учебой. Есть школьная программа с набором нужных предметов. Есть "обязательная" внеурочка, которая с нового учебного года опять же будет изменена, так как вводятся новые курсы (НВП, профориентационный минимум, а возможно еще и курсы управления дронами). И куда мы "впихнем" церковнославянский язык? Вместо английского, который так рьяно предложили исключить из школьной программы? Да, давайте выкинем на улицы сотни профессиональных учителей, а вместо них в школы наберем... кого, кстати? Священнослужителей? Вы уверены, что они справятся с современной молодежью? А с их родителями?
Но думать об учениках школы (не говоря об учителях), видимо, стало совсем ненужным занятием. Плевать, что дети устают и перегружаются в школе сверх нормы. Это же все ерунда.
Какое-то место в школьной программе надо найти. Что касается ссылок на перегруженность программы, то понятно, что она всегда будет перегружена. Надо выстраивать приоритеты. В противном случае нам действительно будет очень сложно донести до молодого поколения те смыслы, те ценности, хранителем которых выступает церковь, — заключил епископ.
Как хорошо сказано про приоритеты. Но те ли приоритеты нам пытается расставить РПЦ? Очень большой вопрос.
Знаю, что "удостоюсь" очень многих "лестных" эпитетов в свой адрес после того, как статья будет опубликована. Но знаете, мне очень обидно за наше образование. Я вижу, как работают мои коллеги и сколько сил они вкладывают в свою работу. Многие работают на износ. И вот эти люди, профессионалы своего дела прекрасно видят, как образование пытаются разрушить, предлагая абсолютно не нужные вещи. Ведь, чтобы внедрить что-то новое, нужно выкинуть что-то, что уже есть. Может стоит спросить у педагогов, которые работают в школах о том, что нужно современному образованию? Ну либо давайте учителя начнут влезать со своими инициативами во все структуры и организации? Многие это оценят?
Знаете чего больше всего сейчас хотят учителя? Чтобы Год Педагога и Наставника закончился. Чтобы о них уже забыли на ближайшие 10-15 лет. Уж слишком много инициатив в образовании и еще больше "экспертов" и "специалистов".
А что думаете по поводу введения церковнославянского языка вы? Пишите в комментариях! До новых встреч!