Найти тему

Записки молодого педагога. Церковь тоже лезет в школу - 2. Церковнославянский язык в школы!

Здравствуйте, дорогие читатели! Месяц назад я писал статью о том, что представители РПЦ активно пытаются "влезть" в сферу образования. Тогда речь шла о предложении Председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерея Феодора Лукьянова создать этический кодекс педагога. Статья вышла достаточно обсуждаемой, но забавно то, что многие читатели посчитали, что я веду антицерковную политику, требую запретить церковь и еще много всего. В общем, были личности, которые предали меня анафеме. При этом я, по сути, в статье говорил о том, что не нужно со своими идеями лезть в сферу, к которой РПЦ не имеет отношения. Что у педагогов и так есть свой этический кодекс и они живут в достаточно жестких рамках и под пристальным взглядом общества.

Учитель и так "под лупой" находится.
Учитель и так "под лупой" находится.

Честно говоря, думал, что к теме взаимоотношений РПЦ и образования больше возвращаться не придется. Ведь только буквально на днях у меня утихли споры в комментариях по данной теме. Но нет. РПЦ предложила новую инициативу и я очень сомневаюсь, что ее радостно встретят представители других религий, да и педагогическое сообщество (основная масса). Итак, речь о внесении церковнославянского языка в школьную программу начальных классов.

Учебники есть, но, как я понимаю, используются в церковно-приходских школах
Учебники есть, но, как я понимаю, используются в церковно-приходских школах

Ну что? Как вам идея? И мотивировано все тем, что церковнославянский язык, является «неотъемлемой частью русского языка», и его изучение способствовало бы реализации курса на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и борьбе с иностранными заимствованиями в русском языке.

Да, я согласен, что когда-то Россия была православной. Согласен, что многие традиции основаны на религиозных моментах. Но друзья! Мы живем в 21 веке! Россия простирается от Калининграда и до Владивостока! Мы многонациональное и многоконфессиональное государство (для справки, более 190 народов). Российские духовно-нравственные ценности (заметьте Российские, а не Русские!) - это ценности всех народов проживающих на территории страны, это их культура, жизненные уклады и отношение к религии.

Россия - это не только русские, но и еще более 190 народов!
Россия - это не только русские, но и еще более 190 народов!

Помимо запретительных мер, которые, как известно, не самые эффективные, важно было бы использовать и какие-то меры поддержки развития русского языка, и в том числе церковнославянского языка как неотъемлемой части русского языка. И в этой связи, на мой взгляд, было бы очень важно поставить вопрос о преподавании церковнославянского языка в начальной и средней школе. На мой взгляд, такая мера была бы очень своевременна и целесообразна, — сказал председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев)
Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев)
Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев)

Вот скажите мне в чем целесообразность этого предложения? В том, чтобы снова разделить общество по религиозному принципу? Ведь, по сути, мы только пришли к тому, что представители разных религий стали относится друг другу более менее терпимо. Ушла та ненависть и вражда, которые были еще 10-15 лет назад. Неужели не понимают в РПЦ, что введение подобных уроков вызовет негативную реакцию представителей других конфессий? А еще, по словам епископа, выходит, что представители других религий не обладают "нужными" духовно-нравственными ценностями.

В первую очередь духовно-нравственные ценности закладываются в семье.
В первую очередь духовно-нравственные ценности закладываются в семье.

Это все замечательно, но эти ценности транслируются главным образом через церковь. Соответственно, люди должны понимать язык церкви. <…> Все-таки церковнославянский язык — это язык церкви, он самим фактом своего существования, самими текстами, которые на нем написаны, уже свидетельствует о церкви Христовой, о евангельских истинах, — отметил епископ Луховицкий.

При всем моем уважении к церкви, я не согласен с позицией епископа. Мне духовно-нравственные ценности, например, транслировали родители. И знаете, мои духовно-нравственные ценности, еще ни разу не подвергались критике со стороны других людей. Прописные истины о том, что можно делать, а что нельзя, мне тоже донесли родители, а не церковь. Сколько бы ни говорили о том, что главная книга - это Библия, я не разделяю этого мнения. Мы живем в правовом государстве. У нас есть главенство Закона. И главный Закон - Конституция РФ, в которой, напомню, прописано, что Россия - это светское государство. Кстати, есть и отдельный Закон, в котором прописано, что можно делать, а что нет. Называется Уголовный кодекс. В нем не только о "грехах", но и о земном наказании за их совершение.

Пока именно Конституция РФ (надеюсь, что никогда это не изменится), является основным Законом РФ. А УК РФ - это те самые "заповеди".
Пока именно Конституция РФ (надеюсь, что никогда это не изменится), является основным Законом РФ. А УК РФ - это те самые "заповеди".

Далее представитель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата говорит следующее:

Введение в школьную программу курсов церковнославянского языка было бы также важным инструментом и для адаптации и инкультурации мигрантов, новых жителей России.

Согласен, что те кто приезжает в нашу страну работать и жить - обязаны с уважением относится к нашей культуре и не навязывать свою. Но имеем ли мы право навязывать им свою культуру и религию? Основная масса мигрантов - представители Азии. Там наиболее развитой религией является Ислам. А представители ислама очень остро реагируют на навязывание им других взглядов. Очень сомневаюсь, что они воспримут такое воздействие на своих детей положительно. Понимаю, что многие скажут, что раз не хотят приобщаться к нашей церкви, то пусть к нам сюда не едут. Но постойте! Представьте себя на их месте! Представьте, что вы, например, по каким-то обстоятельствам перебрались жить в другую страну и вас там жестко начали приобщать к культуре и религии? Согласитесь вам это не сильно понравится.

Вот мигранты-то "обрадуются"...
Вот мигранты-то "обрадуются"...

Но оставим культурологические и религиозные вопросы. Давайте подумаем каким образом встроить данный курс в школьную программу? Все и так жалуются, что дети перегружены учебой. Есть школьная программа с набором нужных предметов. Есть "обязательная" внеурочка, которая с нового учебного года опять же будет изменена, так как вводятся новые курсы (НВП, профориентационный минимум, а возможно еще и курсы управления дронами). И куда мы "впихнем" церковнославянский язык? Вместо английского, который так рьяно предложили исключить из школьной программы? Да, давайте выкинем на улицы сотни профессиональных учителей, а вместо них в школы наберем... кого, кстати? Священнослужителей? Вы уверены, что они справятся с современной молодежью? А с их родителями?

Но думать об учениках школы (не говоря об учителях), видимо, стало совсем ненужным занятием. Плевать, что дети устают и перегружаются в школе сверх нормы. Это же все ерунда.

-9

Какое-то место в школьной программе надо найти. Что касается ссылок на перегруженность программы, то понятно, что она всегда будет перегружена. Надо выстраивать приоритеты. В противном случае нам действительно будет очень сложно донести до молодого поколения те смыслы, те ценности, хранителем которых выступает церковь, — заключил епископ.

Как хорошо сказано про приоритеты. Но те ли приоритеты нам пытается расставить РПЦ? Очень большой вопрос.

Знаю, что "удостоюсь" очень многих "лестных" эпитетов в свой адрес после того, как статья будет опубликована. Но знаете, мне очень обидно за наше образование. Я вижу, как работают мои коллеги и сколько сил они вкладывают в свою работу. Многие работают на износ. И вот эти люди, профессионалы своего дела прекрасно видят, как образование пытаются разрушить, предлагая абсолютно не нужные вещи. Ведь, чтобы внедрить что-то новое, нужно выкинуть что-то, что уже есть. Может стоит спросить у педагогов, которые работают в школах о том, что нужно современному образованию? Ну либо давайте учителя начнут влезать со своими инициативами во все структуры и организации? Многие это оценят?

Знаете чего больше всего сейчас хотят учителя? Чтобы Год Педагога и Наставника закончился. Чтобы о них уже забыли на ближайшие 10-15 лет. Уж слишком много инициатив в образовании и еще больше "экспертов" и "специалистов".

А что думаете по поводу введения церковнославянского языка вы? Пишите в комментариях! До новых встреч!