Было принято решение попробовать использовать в работе курьером мою старенькую девятку, правда я совершенно не знал в каком она состоянии и будет ли вообще ездить, но попытаться всё-таки стоило. Простояла она за домом довольно долго.
Последний раз она перемещалась в году 2020, да и то только по двору с места на место. Летом 2020 года, я сдал дом в аренду, а сам направился покорять Москву. Через время мне написал арендатор с вопросом можно ли реанимировать машину и использовать ёё, а то колёса хоть временные не помешали бы. Я дал добро, и отправил ему почтой документы на авто. По возвращению оказалось, что ума машине он не дал, и ко всему прочему потерял документы, нужно восстанавливать, поэтому шансы у машины ездить дальше калитки сократились.
Так советский ВАЗ и стоял за домом под абрикосом несколько лет, постепенно ржавея и зарастая травой и мхом, пока в нём не возникла необходимость. Я поехал посмотреть что с машиной и получиться ли вообще вернуть её к жизни после такого долгого простоя. Конечно я как человек совершенно далёкий от ремонта автомобилей её восстановить бы не смог, поэтому я позвонил знакомому мастеру, который обожает и занимается реанимацией продукции советского и российского автопрома.
Дядя Саша – опытный автомеханик, классический мужичок с усами, в камуфляжной куртке, и уже с въевшимся маслом в золотые руки, всегда с грамотными советами и удивительными историями. Именно к нему я и обратился с вопросом возможно ли восстановить советскую классику, и проверить жизнеспособна ли она вообще. Он с радостью согласился принять вызов, сказал пригоняй, и если не получиться своим ходом, притащим. На том и порешили.
Машина была конечно в жутком состоянии, это была больше куча пыли и грязи чем машина, колеса в трещинах и спущены, по окна заросла травой, и кое-где покрылась мхом, часть корабля - часть команды. Для начала пришлось откопать машину, очистить от травы и листьев, подкачать шины, в общем почистить пёрышки. Далее необходимо запитать машину. Зарядка старого аккумулятора ничего не дала, он был совершенно мертвый, поэтому я повез его в специализированный магазин и обменял со скидкой в 1000 рублей на новый, заодно купил новые свечи.
Итак, первый пуск с новым аккумулятором. При включении стартера машину затрясло, она ворчливо закряхтела, как будто разбудили старого деда, кашлянула и... спустя с десяток оборотов завелась, выдав огромное облако черного дыма из выхлопной, правда с патрубков струей ливанул бензин во все стороны, но это уже не беда, главное машина ожила, что давало надежду и очень обрадовало.
Я быстро сгонял в магазин, купил патрубки и поменял их. Новый старт, в этот раз машина завелась сразу, двигатель стал работать ровнее, без рывков, как будто машина и не простаивала. Теперь попробуем прокатиться. Первая передача, автомобиль заскрипел, затрясся и потихоньку покатился вперед с небольшим усилием выбираясь из годовалых ям под колесами. Задний ход, отлично всё работает, машина на ходу. Теперь можно гнать к эксперту, чтобы довести её до ума.
Утром следующего дня, я собрался в путь. Расстояние было небольшим, но на таком авто это было сродни путешествию на другую планету на космолёте, совершенно не знал чего ждать, но всё таки надеялся на лучшее, что не придётся буксировать авто. До мастера доехал без приключений, ничего не отвалилось, пять минут страха и мы на месте.
Вышел мастер Дядя Саша.
— Привет, добрался, отлично! - сказал он, приподнял бровь и начал присматриваться к экспонату.
— Дядь Саш, ну что повоюет ещё? - с надеждой спросил я.
— А куда она денется! Эти машины при должном обращении и уходе могут служить вечно! - ответил Дядя Саша по Доменико Тореттовски, видимо последний позаимствовал фразу именно у него. — Сколько времени есть?
— Да как-бы не горит, хочется чтобы она поработала, поэтому на ваше усмотрение. Делайте всё что необходимо.
— Понял, поработает, не переживай! - с завидной уверенностью сказал Дядя Саша.
Я передал ему ключи, и мы распрощались.
Шло время, я катался на арендованном Матизе, Дядя Саша занимался Зоей (это название машины, которое привязалось к ней в народе, если не читали первую часть стать, прочитайте, ссылочка в конце поста), периодически со мной созванивался рассказывал ситуацию, говорил что еще необходимо подделать, сколько это выходит финансово. По сравнению с ремонтом иномарки цифры были конечно смешные. Например новая резина с дисками плюс запаска обошлись в 10000 рублей.
В один прекрасный день раздался звонок, и мастер сообщил, что можно забирать автомобиль, я отправился за машиной с какой-то детской радостью внутри, как будто ребёнку очередную купили машинку в Детском Мире.
И вот передо мной предстала возрождённая легенда. Машину было не узнать, вся отмытая и очищенная, смазанная, с новыми колесами, конечно не как с завода, но преображение было значительным.
— Ой, это что моя машина? - спросил я.
— Твоя, твоя. - с довольным видом ответил Дядя Саша.
— Да она так себя не чувствовала...никогда! - правдиво подчеркнул я.
Мы проверили работоспособность авто: заводилась машина с полпинка, двигатель работал ровно, в штатном режиме работали все лампочки, что большая редкость, дворники и омыватели, тормоза, коробка - всё в норме. Новая резина и стоковые диски придавали лоску и делали машинку еще привлекательнее.
После этого мастер отчитал меня за неподобающее отношение с механизмом, цокал и покачивал головой, рассказал что было сделано, предоставил отчет, посвятил меня в кое-какие тонкости по лучшему взаимодействию с советской классикой, заодно рассказал интересную историю из жизни за чашечкой кофе.
— Ты покатайся на ней, дай нагрузку, работала она долго, в принципе всё хорошо, но нужно её погонять, по трассе до соточки, ну ты понял... - подытожил Дядя Саша — Ну и если, что приедешь!
— Да, все понятно, сделаем!
Мы рассчитались за ремонт, на всё про всё с колесами, аккумулятором, жидкостями, фильтрами, свечками, лампочками, различными улучшайзерами, 20 л бензина и восстановлением документов - вышло 34665 рублей. У нас в городе такой бы ремонт встал бы вдвое больше. Я вручил мастеру небольшой презент в виде бутылочки коньяка, мы попрощались, я прыгнул в болид с чувством летчика-испытателя и неспешно отправился на прогулку со своей старой-новой подругой.
Вечер как раз был свободный, я то не спешно катался по городу нарезая круги, то выезжал на трассу и поддавал газку, разгоняя машину до сотки и даже больше. Машина вела себя адекватно, и признаться на ней было ездить приятнее чем на Матизе, все-таки ощущалось, что это авто, а не бешенная табуретка. Единственное чего не хватало до полноты картины это старого доброго буфера. Успешно намотав километров 50-60, я поехал домой отдыхать с приятным чувством, что у меня в арсенале появился свой инструмент для работы, и своё авто гораздо лучше арендованного.