Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Фарфор в авангарде революции. Серп и молот на тарелках

Агитационный фарфор появился на советском рынке вскоре после революции. Первое время его скупали зарубежные коллекционеры, которые ценили качественные изделия с тонкими росписями. Позже посуда и предметы интерьера дошли и до целевого потребителя — простых советских граждан. Читайте, как квартиры и комнаты в коммуналках украшали тарелками с лозунгами, юбилейными вазами и миниатюрными статуэтками, которые изображали самых разных персонажей.

СЕРГЕЙ ЧЕХОНИН. БЛЮДО «РСФСР». НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ, ПОЗОЛОТА, СЕРЕБРЕНИЕ, ЦИРОВКА. 1922. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СЕРГЕЙ ЧЕХОНИН. БЛЮДО «РСФСР». НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ, ПОЗОЛОТА, СЕРЕБРЕНИЕ, ЦИРОВКА. 1922. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Фарфор в России стали производить во второй половине XVIII века. Изначально изысканная посуда и предметы интерьера с тонким рисунком украшали дома состоятельных людей. Однако после 1917 года ситуация изменилась: фарфоровые изделия, как и агитационные плакаты, стали одним из средств пропаганды. Так появился советский фарфор с революционными лозунгами.

СЕРГЕЙ ЧЕХОНИН (ФОРМА), ИЛЬЯ ЧАШНИК (РОСПИСЬ). ЧАШКА С БЛЮДЦЕМ С ЧЕРНОЙ КАЙМОЙ ПО БОРТУ. НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. 1923–1924. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СЕРГЕЙ ЧЕХОНИН (ФОРМА), ИЛЬЯ ЧАШНИК (РОСПИСЬ). ЧАШКА С БЛЮДЦЕМ С ЧЕРНОЙ КАЙМОЙ ПО БОРТУ. НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. 1923–1924. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Нужно было наладить массовый выпуск изделий, чтобы они быстро дошли до потребителя. Основное производство развернулось на Государственном фарфоровом заводе (ГФЗ) в Петрограде. Так после революции стал называться Императорский фарфоровый завод, который раньше обслуживал царский двор. Одно из старейших в Европе предприятий национализировали и передали Народному комиссариату просвещения. После революции здесь оставались фарфоровые заготовки прошлых лет, не покрытые росписью. Их и решено было декорировать. Молодые художники воплощали новые идеи: расписывали тарелки и сервизы лозунгами и советской символикой — гербами и эмблемами. Но при этом мастера старались сохранять традиции русского художественного фарфора.

СЕРГЕЙ ЧЕХОНИН. ТАРЕЛКА. НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ, ЗОЛОЧЕНИЕ. 1919. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СЕРГЕЙ ЧЕХОНИН. ТАРЕЛКА. НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ, ЗОЛОЧЕНИЕ. 1919. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Руководил заводом мастер книжной графики и керамист Сергей Чехонин, ученик Ильи Репина. При нем в росписи фарфора появился новый стиль, для которого были характерны плакатная выразительность и яркость. Одними из первых его работ стали тарелки с лозунгами по борту изделия.

Техника живописи по фарфору на первый взгляд довольно проста, но каждый законченный прием и эффект зависят от массы всяких случайностей, устранение которых и занимает много времени. Прежде всего необходима чистота и аккуратность, ритмическая последовательность, очень внимательное отношение и ухаживание за орудиями производства.

Сергей Чехонин

Сергей Чехонин расписывал блюда пышным изящным узором, чайные сервизы — революционными лозунгами, — а также создавал эскизы. Часто мастер использовал один цвет, оттеняя его золотом, — это позволяло достичь особой выразительности.

Автор: Маргарита Ковынева