Информатизация, затронувшая большинство членов современного общества, имеет много приоритетных направлений, к которым относится и компьютеризация. Много внимания уделяется использованию виртуальной реальности в обучении школьников.
Включение в образовательный процесс занятий, построенных на виртуализации, улучшает постоянную поисковую деятельность учащихся. Такие занятия создают специальные условия для формирования у учеников познавательных интересов, развивает у них стремление к размышлению, вселяет уверенность в своих силах, в их интеллектуальных способностях.
👾 Влияние виртуальной реальности на школьника:
- Когнитивный компонент мышления (трехмерные сверх образы выступают в качестве информационных аналогов реальных объектов, поэтому мышление дополняет собственные понятия, конкретизируя формы и формируя новые обобщения) – повышается уровень знаний
- Смысловой план мыслительной деятельности (сверх яркие и отчетливые 3d-изображения объектов обеспечивают хорошую анимацию - у ребенка формируются психические состояния, способствующие развитию рефлексии, саморегуляции)
- Познавательная и неспецифическая мотивацию (эффект присутствия повышает мотивацию к обучению за счет вовлеченности ребенка во взаимодействие с обучающими объектами)
☝ Важно знать
Злоупотребление использования гаджетов вне образовательного учреждения ведет к избыточному влиянию цифровой среды на ребенка. Это влечет за собой нарушение динамики созревания психических процессов и изменение развития личности. Повышаются риски развития школьной дезадаптации, что нередкий феномен в современной действительности.
😐 Тревожные знаки:
- У ребенка появилось непреодолимое стремление к использованию гаджетов (невозможно переключить на другой вид деятельности)
- Агрессивное поведение
- Протестное поведение в попытке добиться использования гаджетов
- Гаджет становится значимым эмоциональным объектом (при его отсутствии ярко проявляет себя эмоциональная лабильность)
- Для достижения эмоциональной стабильности (утешения, снятия напряжения, самоуспокоения) необходимо взаимодействие с электронными средствами
- Ребенок утрачивает способность контролировать время использования телефона или компьютера
- Использование гаджетов перестает иметь цель – они используются как замещение реальности
❓ Что делать, если появились признаки аддиктивного поведения (зависимость от цифровой среды)
- Организуйте цифровую среду в домашних условиях (ограничьте время контакта ребенка с гаджетами)
- Обратитесь за консультацией к психологу
Семакова Елена Владимировна, доцент кафедры Психологии факультета Педагогики и психологии Университета «Синергия»