Мой ребёнок ничего не хочет: учиться не хочет, в секцию ходить не хочет, по дому не заставишь ничего делать. Знакомая ситуация? Тогда для вас эта статья обязательна к прочтению.
Хочет - это к вопросу о мотивации. Мотивация - это то, что заставляет меня действовать. Прошу не путать с силой воли (про неё я уже писала). Ситуация: Утром я должна (не всегда хочу) встать и поехать на работу. Мотивация понятна: уволят, премии лишат, штрафы наложат, переработать заставят (у каждого свои санкции за пропуски и опоздания) НО... я до последнего лежу в кровати, смотрю на часы, переставляю будильники или заранее ставлю минимум 3, последнее время ещё соцсети или новости с утра листаю..... иииии наконец поднимаюсь. Тут подключается сила воли, спасибо ей огромное.
Обратили внимание, что мотивация никак не поменялась? Мне как надо было на работу, так и надо. Никаких новых вводных не появилось кроме подключения воли.
Итак, что же делать с мотивацией? Как её прокачать? Как сделать так, чтобы она появилась у ребёнка?
Когда ко мне приходят родители, и говорят, что учителя не смогли замотивировать их ребёнка, и вообще родители не виноваты, мне становится очень обидно за коллег. Я как человек, который работает в школе больше 10 лет, встану здесь на защиту педагогов.
Понятно, что многие темы можно дать в игровой форме: таблицу умножения учить перекидывая мячик друг другу, или заучивать стишки с правилами по русскому языку...
Но!
Многие дети и так не хотят учиться.
Поверьте, в моей школе есть учителя, чьи уроки запоминаются на годы.
Учитель физики, которая забирается на стол и кидает с него пружинку; учитель биологии делает с детьми столько лабораторных работ и практических занятий, что они реально видели что там происходит под микроскопом; абсолютно виртуозные уроки в начальной школе, которые больше похожи на театральные представления; уроки истории в музеях Москвы (до того как это стало мейнстримом).
Но несмотря на всё это, всё равно есть дети, которым не интересно. Они не хотят учиться и предпочтут быть на улице или сидеть в телефоне во время урока.
Для того чтобы ребенок учился, у него должна быть заинтересованность в этой учёбе. Это может быть:
1. Непосредственный интерес к учению и к предмету учебы. Ведущий вид деятельности начиная с начальной школы - это учебная деятельность. Сначала это может быть переход от игровой, поэтому в начале первого класса мы больше играем, а в средней школе уже меняется на общение.
2. Интерес к учебе, как к средству достижения цели (знанию, образованию, деньгам, отсутствию наказания... цели у всех разные).
Первое срабатывает не у всех. Оно развивается с детства. И действительно иногда приходят дети с горящими глазами, которые хотят учиться. Но приходят и такие, как девочка из мема, которая уже 1 сентября в 1 классе рыдает и говорит, что ничего хорошего нет в этой школе, шары не дали, в кабинете закрыли. Катастрофа! Вообще ожидания и реальность не совпали у бедного ребёнка.
Спасибо тем родителям, которые правильно доносят до детей информацию о важности школы, формируют эту мотивацию дома, и объясняют так, что у ребенка изначально не формируется неприязни.
А в те моменты, когда всё наперекосяк, учиться не хочется, предметы не интересные, и, кажется, что не нужные, то те, у кого была сформирована мотивация родителями, находили свою собственную. И это не всегда про учёбу. Это про встречи с одноклассниками, общение с любимым учителем, нежелание огорчать родителей, а получение знаний происходит где-то параллельно, но происходит. И к 15 годам (примерно) фокус ведущей деятельности снова смещается в пользу знаний, а именно, на учебно-профессиональную деятельности. И здесь у ребёнка своя мотивация и учебная и внеучебная. Тут всплывают другие проблемы, например, избирательность посещения уроков.
И к чему же я это всё написала?
До того как мотивация ребенка стала внутренней, она была внешней. Дети не знали, что им нужно учиться, это знали их родители.
Если вы задаёте вопрос: "Почему мой ребенок не хочет учиться?", спросите что вы сделали чтобы он хотел.
Скажете, что ваши родители тоже не формировали вашу мотивацию? А я с вами не соглашусь. И если вы задумаетесь, то поймёте, что скорее всего, я права. Это был страх, долг, чувство вины, внешняя мотивация: "брат учится и я пойду, буду как он" или "у меня тоже будет красивый пенал и рюкзак". Это и была та самая мотивация, сформированная во вне.
В прошлом учебном году пятиклассник мне сказал, что если он не будет хорошо учиться, то не получит образование, не найдет хорошую работу, и будет бомжевать на теплотрассе питаясь голубями. Кстати, товарищ учится на одни пятёрки. Креативные родители, не правда ли?
Иногда встречается, что действительно у ребёнка мотивация к обучению формируется сама. Ну как сама? Под влиянием кино, книг, разговоров не непосредственно с ним, а где-то рядом. И формирование такой мотивации не требует от родителей никаких дополнительных усилий. Семья просто живёт, и в быту, по наитию, делает всё так, что положительное отношение к школе постепенно развивается. Такие семьи тоже есть в моём окружении. Они искренне не понимают как может ребёнок не хотеть идти в школу уже с самого начала.
В любом случае, к какому бы лагерю вы не относились, помните, что изначальная мотивация зависит именно от вас, и несмотря на нехватку сил, времени и ресурсов, мы должны постараться помочь нашим детям сформировать собственное желание учиться.