Найти тему
"Путешественник во Времени"

Басня "Мартышка и очки" и "Илья Муромец"

Это сегодня мы знаем, что "Илья Муромец" — тяжелый бомбардировщик, а в 1914 из него пытались сделать истребитель.

Басня "Мартышка и очки" и история бомбардировщика "Илья Муромец"
Басня "Мартышка и очки" и история бомбардировщика "Илья Муромец"

"Муромцы" возникли как развитие линейки тяжелых четырехмоторных самолетов конструкции Игоря Ивановича Сикорского. Первым из них был "Русский витязь", поднявшийся в воздух в 1913 году.

Самолет "Русский витязь"
Самолет "Русский витязь"

Ничего подобного за границей не было.

Несмотря на то, что Сикорский на тот момент был еще студентом, директор завода "Руссо-Балт" Михаил Владимирович Шидловский предложил ему возглавить авиастроительное подразделение этого предприятия.

Об этом я рассказывал в заметке "Кто стоял рядом с конструктором первой в мире летающей суперкрепости "Илья Муромец".

Было начато производство пассажирского варианта "Муромцев".

Военные также заказали для себя эти машины в том виде, в котором они производились.

Два первых "Муромца" поступили в их распоряжение перед самым началом Первой мировой войны. У командования Императорского военно-воздушного флота (ИВВФ) возникло острое желание использовать их в военных целях.

Тут и началось то, что описано в басне Ивана Андреевича Крылова "Мартышка и очки".

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
___________
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

"Муромцев" решили использовать в качестве истребителей.

Их бронировали, и установили на них 37-мм пушки. Предполагалось, что они будут ими сбивать немецкие военные дирижабли.

Германский дирижабль "Цеппелин" бомбит Лондон
Германский дирижабль "Цеппелин" бомбит Лондон

Однако оказалось, что 37-мм пушка для этого неэффективна.

Тогда вместо нее установили трехдюймовую (72,6 мм) пушку особой конструкции — для компенсации отдачи она стреляла сразу двумя снарядами в противоположных направлениях. Но и это решение оказалось неудачным.

Дело было не столько в калибре, сколько в том, что попасть из установленной на самолете нескорострельной пушки в дирижабль, да еще при этом в него и не врезаться, было не так просто, как представлялось на первый взгляд.

Впоследствии выяснилось, что для этого лучше подошли зажигательные ракеты и маневренные одномоторные самолеты.

Истребитель "Ньюпор" с ракетами. Первая мировая война.
Истребитель "Ньюпор" с ракетами. Первая мировая война.

Но эксперименты шли не только по установке артиллерии.

Для экипажей "Муромцев" изготовили бронированные доспехи, которые, по идее разработчиков и командования, должны были превратить эти самолеты в неуязвимых "Кощеев бессмертных". Такая броня сильно затрудняла подвижность экипажа и существенно утяжеляла полетный вес.

В довершении ко всему командирами "Муромцев" назначили избалованных вниманием публики "элитных пилотов".

Пилоты Императорского военно-воздушного флота Российской Империи
Пилоты Императорского военно-воздушного флота Российской Империи

Необходимость переучиваться на новые машины "короли воздуха" восприняли как личное оскорбление, переведя вопрос в плоскость "это не мы не умеем летать на "Муромцах", а это "Муромцы" совершенно не годятся для войны".

То есть все как в басне "Мартышка и очки".

В результате к концу 1914 года командование ИВВФ в лице вл. князя Александра Михайловича, встав на сторону "элитных пилотов", решило отказаться от "Муромцев".

Полевой генерал-инспектор Императорского военно-воздушного флота вл.кн. Александр Михайлович
Полевой генерал-инспектор Императорского военно-воздушного флота вл.кн. Александр Михайлович

Это возмутило директора "Руссо-Балта" Шидловского.

Шидловский в свое время сделал карьеру на гражданской службе и обладал весомыми связями. Он заявил, что отказ от "Муромцев" во время войны — это преступление.

Командование ИВВФ обиделось на Шидловского.

Еще больше оно обиделось, когда Ставка присвоила Шидловскому звание генерал-майора и назначило его командиром ЭВК (эскадры военных кораблей) "Муромцев", выведя ее из подчинения ИВВФ и подчинив непосредственно себе.

Именно Шидловский с Сикорским и сделали из "Ильи Муромца" первый в мире тяжелый бомбардировщик.

В пальто и кепке — И.И.Сикорский, в генеральской шинели с седой бородой — М.В.Шидловский
В пальто и кепке — И.И.Сикорский, в генеральской шинели с седой бородой — М.В.Шидловский

Это вовсе не означало, что вл.князь Александр Михайлович и его "элитные пилоты" перестали интриговать против "Муромцев" и Шидловского.

Но об этом я уже рассказывал в своей публикации "Почему "Муромцы" не стали "Оружием победы" России в Первой мировой войне".

Особо хочу отметить, что причины того, что "Муромцы" не смогли оказать существенного влияния на ход войны связаны не с мнимой "вековой отсталостью" России, а исключительно с неправильными представлениями об использовании принципиально нового вида вооруженных сил. А также с вредными амбициями и дрязгами в верхах.

Что же касается технологий, то Шидловский, когда посчитал нужным, развернул даже производство отечественных авиадвигателей РБВЗ-6 (он же первый советский М-1) для "Муромцев".

К сожалению, и он не был свободен от стереотипов. Закончив в юности Морской корпус, Шидловский воспринимал тяжелые самолеты как корабли первого ранга, только воздушные. Поэтому он не ставил перед собой цель их массового производства и массированного применения.

К чему я все это рассказываю?

Да к тому, что возможности России колоссальны и ограничены не отсталостью или недостатком каких-либо ресурсов, а исключительно неэффективным администрированием. Неэффективность которого обусловлена отжившими стереотипами и низменными мотивами.

В публикации использовались факты из книги К.Н.Финне "Русские воздушные богатыри".

Мои публикации на темам:

Мой телеграмм-канал