Это не первый случай в истории России, когда заполучив чудо-оружие, она не смогла этим воспользоваться должным образом.
О первом таком случае я рассказал в своей заметке "Драма подлодок Джевецкого".
С тяжелыми бомбардировщиками "Илья Муромец" случилось похожая историю.
Появление в 1913 году этих самолетов, разработанных главным конструктором завода "Руссо-Балт" Игорем Ивановичем Сикорским (1872-1989), вызвало, как это обычно бывает в России, завышенные надежды и чувство национальной гордости, потому что ни у кого в мире ничего пободного на тот момент не было.
Когда же вскоре первые "Муромцы" были переданы армии и флоту, то оказалось, что там понятия не имеют, что с ними делать.
Будущая война представлялась военным (и не только в России) маневренной и скоротечной, для чего, как они считали, вполне хватит одномоторных самолетов, способных вести ближнюю разведку и рассеивать пехоту и кавалерию противника на марше, забрасывая их ручными гранатами и небольшими бомбочками.
Поэтому военные дружно забили на первые в мире тяжелые бомбардировщики до тех пор, пока не выяснилось, что война затягивается, да еще и переходит из маневренной в позиционную.
Читайте также - Кто начал Первую мировую войну?
Но и тут у военных не возникло особого желания возиться с новой техникой, хотя они и не возражали, чтобы этим занялись ее производители в лице коммерческого директора завода "Руссо-Балт" Михаила Владимировича Шидловского (1856-1921), который с этой целью поступил на военную службу, получив генерал-майорское звание, соответствующее полученному им ранее на гражданской службе в Минфине званию действительного статского советника.
Только через три месяца после начала война, в декабря 1914, Шидловский приступил к формированию ЭВК - "Эскадры воздушных кораблей" из "Муромцев".
Подробнее об этом - "Кто стоял рядом с конструктором первой летающей супер-крепости "Илья Муромец"?".
Получение Шидловским генеральского звания было негативно воспринято руководством Императорского воздушного флота и большинством военных пилотов, которые, к тому же, были уверены, что "Муромцы" не имеют никакой боевой ценности, в то время как Шидловский заявляв, что отказ от их использования является преступлением. Все это вылилось в затяжной конфликт, который можно назвать "Легкая авиация против тяжелой". Именно этот конфликт и стал главной причиной того, что тяжелые бомбардировщики "Илья Муромец" не превратились для России в "Оружие Победы".
Не видя возможности разрешить этот конфликт другим способом Ставка вывели ЭВК из состава Императорского воздушного флота, подчинив ее непосредственно себе.
Однако это не помогло изменить отношение большинства летчиков, среди которых считалось хорошим тоном высказывать пренебрежительное отношение к ЭВК и ее командиру.
И это несмотря на то, что Шидловскому уже в феврале 1915 удалось организовать первые боевые вылеты, показавшие высокую боевую эффективность "Муромцев", способных проводить разведку в глубоком тылу противника и выводить из строя такие объекты, как железнодорожные станции, что давало возможность решить главную проблему Первой мировой войны - выйти из "позиционного тупика", заключавшегося в том, что во время наступления обороняющаяся сторона успевала перебросить на угрожаемый участок подкрепления по железной дороге. Но руководство Императорского воздушного флота и Ставка русской армии этого не понимали, хотя в войсках восторженно отзывались о боевой работе "Муромцев.
Так начальник штаба 3-й армии генерал Романовский писал: "Дайте мне всего лишь трех Муромцев и заберите все легкие самолеты, и я буду доволен".
Но были и исключения. Так генерал Брусилов, правда уже после войны, в своих воспоминаниях утверждал -
"…Знаменитые «Ильи Муромцы», на которых возлагалось столько надежд, не оправдали себя. Нужно полагать, что в будущем, значительно усовершенствованный, этот тип самолётов выработается, но в то время существенной пользы он принести не мог…"
И именно эта характеристика "Муромцев" попала в Википедию, по которой сегодня большинство людей, интересующихся военной историей, судят об эффективности этих машин во время Первой мировой войны. Хотя понятно, что дело было не в том, что "Муромцы" были недостаточно эффективны, а в том, что их было недостаточно, чтобы их эффективность могла сыграть переломную роль в войне.
Такой разброс в отношении к тяжелым бомбардировщикам только подливал масло в огонь разгоравшегося конфликта.
Противники Шидловского под предлогом того, что это "недопустимо для офицера", опустилось даже до упреков в том, что он использует свои связи и возможности, в том числе в предпринимательской среде, для создания благоприятных условий для ЭВК.
Один из офицеров, воевавших в ЭВК, уже находясь в эмиграции, в своей книге, где подробнейшим образом описана боевая работа "Муромцев", указывал на то, что -
... недоверие к генералу Шидловскому со временем стало еще более острым и серьезным. Оно вело, в свою очередь, к изоляции тяжелой авиации. Ее воздействие было отрицательным. Такое отношение тормозило нормальное развитие эскадрильи Муромцев и сдерживало широкое применение этой техники в военных операциях.
К.Н.Финне. Игорь Сикорский, русские годы
И это при том, что ЭВК включала в себя всего несколько бомбардировщиков, которые не могли удовлетворить всех потребностей русской армии и флота. И одна из основных причин этого заключалась в отсутствии достаточного количества экипажей - пилоты не хотели служить под командованием "генерала-промышленника" и летать на многомоторных тяжелых самолетах в закрытых кабинах, не ощущая "воздушных потоков".
Чтобы решить эту проблему на базе ЭВК была создана своя школа подготовки летчиков. Но это не прекратило конфликт - многие из поступавших в школу уже были настроены против тяжелых бомбардировщиков и при первой же возможности переводились в "легкую авиацию".
Есть и еще один нюанс. Возможно, Шидловский и не сильно стремился к увеличению численности самолетов в эскадре. В молодости он получил военное образование в Морском кадетском корпусе и относился к тяжелым бомбардировщикам, как моряк к боевым кораблям. То есть считал, что их нужно строить небольшими сериями, как крейсера или миноносцы, что, собственно, и происходило - за годы Первой мировой было построено только 76 машин, зато пяти значительно отличающихся друг от друга модификаций.
Существовали, конечно, и причины производственного характера. Но не они были главными. Ведь даже выпуск отечественных авиамоторов для "Муромцев" удалось наладить уже в 1915 году. Поэтому, повторю еще раз, главным, что помещало "Муромцам" стать "Оружием победы" все-таки был конфликт в руководстве тогдашней российской военной авиации, который не позволил России нарастить численность тяжелых бомбардировщиков до того уровня, когда количество переходит в качество.
В 1921 году итальянский генерал Джулио Дуэ, на основании опыта Первой мировой войны, выступил с доктриной, названной "Доктриной Дуэ", в соответствии с которой победа в войне может быть достигнута с помощью тяжелой бомбардировочной авиации. К сожалению, Россия, получив в 1914 году подходящий для этого самолет, не смогла этим воспользоваться.
Только не надо думать, что такое происходило исключительно в царской России. В СССР и в современной России происходили и происходят не менее драматические истории... Но об этом как-нибудь в другой раз.