Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

Кто стоял рядом с конструктором первой летающей суперкрепости "Илья Муромец"?

История России показывает, что рядом с любым талантливым изобретателем должен стоять не менее талантливый организатор. Россия по праву гордится тем, что является страной, в которой был создан первый в мире тяжелый бомбардировщик, названный по имени былинного богатыря "Илья Муромец". Читайте об этом самолете также мои заметки: Главным конструктором этого технического чуда своего времени являлся Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). На фотографии он - единственный штатский в гражданском пальто и кепке, пятый слева. А шестой справа, в генеральской форме с раздвоенной седой бородой - тот самый талантливый организатор, который стоял за Сикорским. Звали его Михаил Владимирович Шидловский (1856-1921). Высшее образование Шидловский получил в Морском корпусе и Военно-юридической академии. После выхода в отставку работал в царском Минфине, где и получил гражданское звание действительного статского советника, соответствовавшего военному званию генерал-майора. Как человек разносторонне образов

История России показывает, что рядом с любым талантливым изобретателем должен стоять не менее талантливый организатор.

Авиаконструктор Игорь Сикорский (в пальто) и генерал Михаил Шидловский (с седой бородой) около авиабомбы первого в мире тяжелого бомбардировщика "Илья Муромец"
Авиаконструктор Игорь Сикорский (в пальто) и генерал Михаил Шидловский (с седой бородой) около авиабомбы первого в мире тяжелого бомбардировщика "Илья Муромец"

Россия по праву гордится тем, что является страной, в которой был создан первый в мире тяжелый бомбардировщик, названный по имени былинного богатыря "Илья Муромец".

Читайте об этом самолете также мои заметки:

Главным конструктором этого технического чуда своего времени являлся Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). На фотографии он - единственный штатский в гражданском пальто и кепке, пятый слева. А шестой справа, в генеральской форме с раздвоенной седой бородой - тот самый талантливый организатор, который стоял за Сикорским. Звали его Михаил Владимирович Шидловский (1856-1921).

Высшее образование Шидловский получил в Морском корпусе и Военно-юридической академии. После выхода в отставку работал в царском Минфине, где и получил гражданское звание действительного статского советника, соответствовавшего военному званию генерал-майора.

Как человек разносторонне образованный, умный, влиятельный, и имеющий обширные связи "в верхах", он получил предложение перейти с государственной службы в крупный бизнес - возглавить правление акционерное общество "Русско-балтийский вагонный завод". На этой должности Шидловский начинает расширять АО, открывая новые производственные филиалы и налаживая выпуск новых видов продукции - автомобилей (знаменитых "Руссо-Балтов") и самолетов.

Предложив в 1912 году Сикорскому должность главного конструктора авиационного отдела, чтобы руководить технической частью производства его "Муромцев", Шидловский, безусловно, рисковал, потому что в то время отношение к этому самолету было неоднозначным. Если высшее руководство России, включая государя-императора Николая II, смотрело на тяжелый многомоторный самолет с некоторым даже восхищением, то руководство Императорского военно- воздушного флота в лице великого князя Александра Михайловича, пошло на поводу мнения большинства военных пилотов, считавших, что тяжелой машиной с закрытой кабиной, лишающей возможности чувствовать воздушные потоки, должны управлять "извозчики", а не "свободные парители", к которым они себя причисляли.

Это, конечно, все - "лирика". Но беда в том, что эта "лирика" умышленно или неумышленно вылилась в заявления о том, что возможности "Муромцев" избыточны, а с задачами, стоящими перед авиацией во время войны, с успехом справятся одномоторные легкие самолеты столь любезные сердцам пилотов тогдашней российской авиации.

И тут опять проявились выдающиеся способности Шидловского, как организатора. После начала первой мировой войны, он возвращается на военную службу, сформировав и возглавив эскадру тяжелых бомбардировщиков, фактически тем самым спасая "Муромцев" от отправки их в игнор. Особо надо подчеркнуть, что Шидловский нашел отличных пилотов для своей эскадры, которых смог переубедить в том, что за тяжелыми бомбардировщиками большое будущее. И очень быстро его эскадра это доказала на деле.

Я не стану сейчас рассказывать, как воевали "Муромцы" и их экипажи, потому что это - отдельная интересная тема.

После свержения самодержавия, генерал-майор Шидловский был обвинен ставленниками Временного правительства в том, что он "совершил ошибки в руководстве эскадрой", снят с должности и отправлен в отставку. На самом деле главное причиной этого стало то, что он "запятнал себя службой самодержавию".

По одной из версий, Михаил Владимирович Шидловский был убит вместе с сыном в 1918 году при попытке перехода финской границы. По другой - арестован в 1919 Петроградской ЧК как "шпион" и расстрелян в 1921.

Игорь Иванович Сикорский после революции смог эмигрировать в Америку, где пытался конструировать самолеты, но из-за большой конкуренции занялся созданием вертолетов. Вертолеты, которые производит основанная им фирма, до сих пор составляют основу вертолетного парка вооруженных сил США и многих других стран.

Мой телеграмм-канал