Или ПИРАМИДА ДЕЙЛА, "конус обучения", "конус удержания".
Выступая перед педагогической аудиторией, многие учителя любят приводить цитату Конфуция, которую все они, разумеется, реализуют на практике: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму".
А некоторые особо продвинутые демонстрируют современное научное подтверждение этой мудрости, известное как КОНУС ДЕЙЛА.
Согласно этим утверждениям, наименее эффективный способ обучения - когда ученик сидит и слушает, как учитель ему что-либо вещает. Зато если школьник активно участвует в получении информации, её обработке и закреплении с помощью действия, а лучше - если он сам выступает в роли учителя, это гарантирует максимальную степень усвоения материала.
Некоторые могут ко всему этому добавить, что они-де не дают детям готовые знания, а учат ребят самим добывать эти знания - именно потому, что так всё лучше запоминается и усваивается. И вообще, классическая схема, в которой учеников сначала знакомят с новым материалом, затем помогают им его закрепить в ходе выполнения каких-либо заданий и упражнений, а потом проверяют уровень усвоения - это архаика. А ноу-хау - это что-то типа "перевёрнутого класса", когда детям задают на дом самостоятельное изучение нового материала, а затем, на уроке, всего лишь выясняют, кто чего не понял и восполняют пробелы в знаниях.
В общем, по всему выходит, что КОНУС ДЕЙЛА - штука классная и полезная. Но...
На самом деле, у специалистов к этой пирамидальной схеме есть много вопросов.
Дело в том, что она была разработана ещё в начале 60-х годов прошлого века в Национальном институте учебных лабораторий США, под руководством педагога Эдгара Дейла, но по какой-то случайности результаты исследований, подтверждающих "правоту конуса", куда-то исчезли. То есть научного обоснования этой пирамиды нет. Получается, надо верить Дейлу на слово. Что, кстати, и происходит сплошь и рядом.
Между тем суровая реальность во многих случаях опровергает выводы Дейла и говорит об обратном: по крайней мере, в случае с математикой дети намного лучше усваивают материал, если сначала им расскажут правила, дадут формулы и объяснят важные принципы, и уже потом начнётся закрепление на практике, чем если они будут всё искать и изучать сами, пусть и с помощью аудиовидеоматериалов и в коллективе.
Это доказала доцент Университета Виннипега Анна Стокк, которая отметила, что в период с 2003 по 2012 год практически во всех провинциях Канады отмечено резкое снижение баллов учащихся в тестах по математике, которые школьники сдают после восьмого класса. Этот общенациональный спад совпал по времени с переходом школ на учебные программы, основанные на идее «опытного пути» (то есть когда ученики должны сами находить ответы, а не получать алгоритмы решений и формулы от преподавателя).
Сторонники новой концепции преподавания математике предлагали построить обучение этому предмету с использованием открытых вопросов с несколькими правильными ответами (например: «Решение задачи - 37, как может звучать её условие?»); рисования схем решения задач; применения принципа «сверху вниз», при котором ученики работают над сложными задачами, даже если у них нет базовых знаний и навыков; а также минимального количество письменной работы.
Увы, результаты не оправдали ожиданий. Позже, в 2008 году, компания Metiri Group, занимающаяся аналитикой данных, провела исследование, которое касалось мультимодального обучения с помощью медиа.
Согласно их выводам, КОНУС ДЕЙЛА если и эффективен, то 1) далеко не для всех учеников, 2) не для всех предметов, 3) не для всех учителей, 4) не для всех возрастов и темпераментов. То есть кому-то и правда новый материал запомнится лучше, если его надо будет добывать самостоятельно и вместе со всеми, а кому-то, наоборот, проще усвоить информацию на слух и под запись. Опять же, есть учителя, которые могут так рассказать, что дети потом всю жизнь это не забудут, а есть и такие педагоги, которые вроде бы всё делают правильно, а процент усвоения - нулевой.
Короче, КОНУС ДЕЙЛА - это что-то из области педагогической мифологии, основанной на правильном убеждении, что деятельностный метод лучше пассивного созерцания.
Эдгар Дейл (27 апреля 1900 – 8 марта 1985) - американский педагог, специалист в области аудио- и визуального обучения, включая методологию анализа содержания кинофильмов.
Родился в Бенсоне, штат Миннесота. Получил степень бакалавра и магистра в Университете Северной Дакоты и степень доктора философии в Чикагском университете. Его докторская диссертация называлась "Фактическая основа для пересмотра учебной программы по арифметике с особым упором на понимание детьми бизнес-терминов".
Работал учителем и суперинтендантом в школах Вебстера, Северная Дакота, Виннетке, Иллинойс. Затем его пригласили в редакцию журнала Eastman Teaching Films.
Затем Дейл был профессором в Университете штата Огайо.
Любопытно, что почти за сто лет до того, как наши чиновники от образования начали выдвигать предложения использовать кинофильмы для обучения и воспитания школьников, Дейл написал статью о том, как научить детей эффективно оценивать фильмы в средней школе.
Интересно и то, что сам Дейл, представив публике свой конус, предупреждал, чтобы люди не относились к конусу слишком серьезно.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!